Sotilaallinen arvostelu

Гибель БПК «Отважный»

61
В Севастополе на территории кладбища Коммунаров можно встретить небольшой, скромный памятник. Он находится между братской могилой экипажа линкора «Новороссийск» и памятником лейтенанту П. П. Шмидту. Выбитая на мраморном памятнике надпись сообщает: «Морякам «Отважного», погибшим при исполнении воинского долга в августе 1974 года». Здесь же содержится список из 24 фамилий погибших матросов. Больше информации из этого памятника вы почерпнуть не сможете, в СССР о гибели данного корабля предпочитали особо не распространяться.

БПК «Отважный»

Большой противолодочный корабль «Отважный» был включен в состав laivasto 25 января 1966 года и за свою достаточно короткую жизнь успел совершить 7 боевых походов. С 5 по 30 июня 1967 года корабль выполнял боевую задачу по оказанию помощи египетским вооруженным силам и посетил Порт-Саид. В 1968-69 годах БПК «Отважный» прошел текущий ремонт на 61-м заводе в Николаеве, в ходе которого было модернизировано его ракетное вооружение. С 1969 году капитаном судна был назначен капитан 3-го ранга Иван Петрович Винник.

В 1970 году БПК был объявлен отличным кораблем Черноморского флота, принял участие в маневрах «Океан», выходил к берегам Кубы и в Атлантику. В 1972-1973 годах корабль прошел очередной восьмимесячный ремонт в доках Севастополя. В составе отряда кораблей контр-адмирала Л. Я. Васюкова БПК «Отважный» посетил с дружественными визитами порты Италии – Таранто и Мессину. Последний боевой поход корабля в Средиземном море прошел с 10 ноября 1973 года по 6 марта 1974 года. «Отважный» входил в состав 70-й бригады противолодочных кораблей.

БПК «Отважный» принадлежал к кораблям проекта 61 типа «Комсомолец Украины» (по кодификации НАТО – Kashin). Это был тип больших противолодочных кораблей, которые находились на вооружении советского флота с 1964 по 1991 год, а впоследствии находились на вооружении флота России. На 2012 год в составе Черноморского флота России сохранился лишь 1 корабль данного типа – СКР «Сметливый». Он остался единственным кораблем из 20 судов проекта, которые успели войти в состав флота СССР с 1962 по 1973 годы. Остальные 18 кораблей были списаны и разобраны на металл, еще один – БПК «Отважный» – затонул.
Гибель БПК «Отважный»

Стандартное водоизмещение кораблей данного типа составляло 3500-3700 тонн, максимальное водоизмещение – 4500-4750 тонн. У модернизированных судов – 3950/4900 тонн соответственно. Размеры корпуса: длина – 144 м. (модернизированные – 147 м.), ширина – 15,8 м., осадка – 4,8 м. (до 6 м.). 4 газовые турбины общей мощностью в 94 000 л.с. работали на 2 винта, обеспечивая кораблю максимальную скорость на уровне 36-38 узлов. Дальность хода на скорости в 20 узлов равнялась 4000 морских миль. На корабле мог разместиться противолодочный вертолет Ка-25. На БПК предусматривалось хранение 5 тонн авиационного керосина, а также боезапаса для вертолета (глубинных бомб, противолодочных торпед, гидроакустических буев). Из-за отсутствия на корабле ангара вертолет на нем мог размещаться лишь временно.

Новаторским можно было назвать комплекс вооружения нового корабля. Впервые в historia советского кораблестроения БПК получил 2 ЗРК М-1 «Волна». Каждый зенитно-ракетный комплекс представлял собой двухбалочную ПУ ЗИФ-101, магазин с 2-мя вращающимися барабанами на 8 ракет В-600 каждый и систему управления «Ятаган». Артиллерийское вооружение включало в свой состав 2-е спаренных 76-мм башенных артиллерийских установки АК-726 (скорострельность 90 выстр./мин., максимальная дальность стрельбы 13 км., досягаемость по высоте – 9 км., боекомплект каждой установки состоял из 2400 унитарных выстрелов). Помимо этого на корабле присутствовали 2-е системы управления огнем «Турель», корабль оснащался пятитрубным торпедным аппаратом ПТА-53-61 для торпед 53-57 или СЭТ-53 и имел по 2 реактивных бомбомета РБУ-1000 и РБУ-6000 (боекомплект 48 РГБ-10 и 192 РГБ-60 соответственно).

Все корабли данного проекта имели развитое радиолокационное вооружение и гидроакустику, а также прекрасные мореходные качества, маневренность. Отличались данные корабли и замечательным внешним видом и архитектурой.

Гибель БПК «Отважный»

С 4 по 7 августа 1974 года БПК «Отважный» принимал участие в очередных учениях флота, а с 27 августа кораблю предстояло стать флагманским кораблем управления во время проведения 2-го этапа учений. БПК «Отважный» должен был обеспечить стрельбы малых ракетных кораблей, а также принять участие в противолодочных учениях с проведением торпедной стрельбы. 29 августа 1974 года корабль под управлением капитана 2-го ранга И. П. Винника вышел в открытое море и успешно провел торпедные стрельбы. На рассвете 30 августа БПК встал на рейд в Стрелецкой бухте, для того чтобы принять на борт контр-адмирала В. Х. Саакяна начальника штаба КЧФ, а также группу старших офицеров флота. В этот день корабль должен был обеспечить зенитную стрельбу с малых ракетных кораблей на полигоне недалеко от мыса Херсонес. В 9:55 утра корабль прибыл на полигон, на нем была объявлена учебно-боевая тревога.

Спустя всего 3 минуты в 9:58 на мостике ощутили небольшое сотрясение судна, как будто в его кормовой части произошел небольшой взрыв. После этого машины были сразу же остановлены, на корабле объявили аварийную и боевую тревогу. Спустя 10 секунд после первого корабль потряс более сильный взрыв, за кормовой трубой появился сноп пламени и хорошо заметная шапка белого дыма. Спустя еще 20 секунд случился третий взрыв, который произошел в районе ракетного погреба №8. Над местом взрыва поднялся столб пламени и повалил густой черный дым. Взрыв был такой силы, что сорвал крышку погреба и вместе с ПУ зенитных ракет отбросил ее на кормовую дымовую трубу. После этого в этом районе БПК начался сильный пожар, а личный состав судна приступил к борьбе за непотопляемость и живучесть.

Как впоследствии удалось выяснить, произошло следующее: после объявления на корабле учебной боевой тревоги мичман, который находился за пультом поста контроля ракет кормового погреба № 8, в котором хранились 15 ракет В-601 в 2-х вертикальных барабанах в боевом состоянии, действуя согласно инструкциям, приказал дежурившим на посту матросам подключить внешнее электропитание. После этого он перевел тумблеры на пульте подачи напряжения в положение «вкл». Сразу же после щелчка последнего тумблера он через иллюминатор увидел достаточно сильный сноп пламени на левом барабане. Не запустив средства пожаротушения, мичман покинул свой боевой пост и кинулся по коридору в носовую часть судна, где его настиг сильный взрыв, взрывная волна которого отбросила его в сторону.

В ходе проведенного расследования удалось установить, что от момента появления огня в погребе №8 до момента сильного взрыва прошло ровно 18 секунд. Впоследствии было установлено, что пламя в погребе появилось из-за самопроизвольной активации маршевого двигателя одной из зенитных ракет. После этого последовал запуск ракетного двигателя ее же стартовой ступени, что привело к запуску стартовых двигателей еще нескольких ракет. Все это привело к резкому скачку давления в погребе (примерно 3 атмосферы), в результате чего на крышку погреба начала действовать сила примерно в 2500 тонн, что стало причиной ее срыва. В результате произошедшего взрыва в бортовой обшивке корабля в районе 8-го погреба образовались 2 пробоины, сквозь которые в отсеки начала поступать забортная вода.

В 10 часов на корабле была объявлена боевая тревога, а затем и аварийная, в это время в погребе №8, в коридорах 9 и 10 бушевал пожар. БПК получил крен в 12 градусов на правый борт. Между 10:10 и 10:20 на корабле была подана команда включения системы водяной защиты, началось орошение и затопление погребов №6, 7 и 10. Однако осуществить задуманное не удалось, так как вышли из строя трубопроводы. Взрывом с юта корабля в море выбросило 7 матросов, которые были подобраны подошедшими к месту происшествия кораблями.

В 10:23 личному составу «Отважного», который располагался в кормовых отсеках судна, было приказано эвакуироваться с корабля. В это время пожар на борту набирал обороты. При этом погреба боезапаса №6 и №7 постоянно поливались из шлангов водой. В 10:40 на помощь БПК подошел эсминец «Сознательный», а спустя еще 12 минут «Бедовый», с которого на «Отважный» была высажена специальная спасательная партия. В 10:54 эсминец «Сознательный» взял БПК «Отважный» на буксир, для того чтобы отвести корабль на мель в районе Херсонеса, в это время крен корабля уже достиг 13 градусов. Через 7 минут на «Отважном» начали процедуру перекачки топлива с правого на левый борт, но это не помогло избавиться от крена.

Вскоре корма БПК погрузилась в море по верхнюю палубу, а крен на правый борт достиг 16 градусов. С корабля быстро были эвакуированы секретные документы. В 11:24 в море были сброшены торпеды, крен корабля удалось уменьшить до 14 градусов. При этом погреба боеприпасов №6 и 7 были затоплены водой при помощи пожарных гидрантов. В 11:55 на место событий для оказания помощи прибыл БПК «Комсомолец Украины».

В 11.59 пожар на борту корабля удалось локализовать, из погребов стал валить белый дым. Однако через 7 минут произошел обрыв буксирных тросов с эсминца «Сознательного», новые тросы начали заводить с «Бедового». Все это время пожар в кормовом машинном отделении корабля продолжался. В 12.27 была подана команда о прекращении подачи воды в отсек, решено было использовать лишь пену. В кормовом машинном отсеке была активирована система химического пожаротушения. Буксировка терпящего бедствие корабля со скоростью 3 узла вновь началась в 12:49, в это время крен противолодочного корабля достиг 17 градусов.

В 12:55 на место прибыло спасательное судно «Бештау» в 13:20 – СС-15 и СС-26, спустя еще несколько минут пожарно-дезактивационное судно «Пламя». С этих судов на борт БПК «Отважный» в район горящих погребов подавалась пена. В 14:30 была начата попытка откачки воды из кормовых отсеков, но через 17 минут произошел взрыв авиационного боезапаса, расположенного в погребе №10. По всей видимости, одновременно с этим взорвалась и цистерна, в которой хранилось 5 тонн авиационного керосина. Все это серьезно осложнило ситуацию, крен корабля на правый борт быстро достиг 19 градусов, увеличившись до 25. В 15:07 он стабилизировался на отметке в 27 градусов. Еще через 3 минуты на корабле прекратилась подача питания на приборы и отключилось освещение. В 15:12 личный состав получил приказ на эвакуацию с терпящего бедствие судна, последним БПК покинул его капитан.

В 15.35 БПК «Отважный» начал погружаться в Черное море кормой без опрокидывания, с эсминца «Бедового» отдали буксир. Спустя всего 12 минут корабль полностью скрылся под водой. Глубина в месте его затопления составляла порядка 125 метров. Всего с момента обнаружения на корабле пожара до его затопления прошло 5 часов 47 минут. В результате внутренних взрывов и образовавшихся пробоин в корпусе корабль принял на борт почти 3600 тонн воды, затопленными оказались 6 непроницаемых отсеков. При этом после затопления 4-х отсеков, расположенных в корме, дифферент и крен удалось стабилизировать, и БПК имел положительную остойчивость. Но когда вода полностью затопила еще 2 отсека, запас плавучести судна был исчерпан. Однако, даже затонув, БПК «Отважный» продемонстрировал очень высокую живучесть. Согласно спецификации корабли данного проекта могли оставаться на плаву только после затопления 3-х смежных отсеков.

Из 287 человек, которые находились на борту БПК «Отважный», в том числе и проходящих практику курсантов, погибли 24 человека (19 матросов и 5 курсантов). Весь личный состав судна во время борьбы за живучесть и непотопляемость, а также при тушении пожара действовал умело и проявил мужество. Для спасения корабля были предприняты все меры, но повреждения, полученные в результате взрывов, сделали его спасение невозможным. Впоследствии с затонувшего корабля демонтировали ценное оборудование, а его корпус был подорван на грунте.

Tietolähteet:
-http://ser-sarajkin.narod2.ru
-http://flot.sevastopol.info/history/otvazhniy.htm
-http://d-t-p.net/index.php?option=com_content&view=article&id=4443:----qq&catid=33:2010-06-24-10-13-10&Itemid=40
-http://ru.wikipedia.org/wiki
Kirjoittaja:
61 kommentti
Mainos

Tilaa Telegram-kanavamme, säännöllisesti lisätietoja Ukrainan erikoisoperaatiosta, suuri määrä tietoa, videoita, jotain, mikä ei kuulu sivustolle: https://t.me/topwar_official

tiedot
Hyvä lukija, jotta voit jättää kommentteja julkaisuun, sinun on kirjaudu.
  1. Vladimirets
    Vladimirets 7. helmikuuta 2013 klo 08
    + 22
    Siunattu kuolleiden merimiesten muisto.
  2. Serdykov
    Serdykov 7. helmikuuta 2013 klo 08
    + 10
    Ikuinen muisto sankareille
  3. KrSk
    KrSk 7. helmikuuta 2013 klo 08
    +4
    До последнего сражались за живучесть и люди и сам корабль но...
  4. dmitreach
    dmitreach 7. helmikuuta 2013 klo 09
    +6
    Жалко не рассказано о судьбе капитана, офицеров и матросов, с курсантами. (Наградили не причастных, наказали отличившихся?)
    Хороший показатель живучести наших Кораблей, когда за их жизнь, героически борется экипаж. Почти 6 часов на плаву, при таких повреждениях!
    Ikuinen muisto kuolleille!
    1. merirosvo
      merirosvo 7. helmikuuta 2013 klo 23
      +3
      у моряков такая участь-всю жизнь бороться за живучесть
  5. Iraklius
    Iraklius 7. helmikuuta 2013 klo 09
    +4
    Традиции борьбы за живучесть в российско-советском флоте вошли в мировые учебники. Не посрамили традиции и тут.
    Слава морякам-черноморцам! И вечная память погибшим!
    1. merirosvo
      merirosvo 8. helmikuuta 2013 klo 23
      -1
      Именно традициями силён НАШ флот.Амеры на Тихом,во Вторую Мировую БРОСИЛИ повреждённый японской палубной авиацией авианосец и он НЕСКОЛЬКО СУТОК болтался по океану,как кака в ополонке.В конце-концов его обнаружила (СЛУЧАЙНО!)японская субмарина и отправила горемыку на дно.
  6. mahdollisesti
    mahdollisesti 7. helmikuuta 2013 klo 09
    + 21
    Статья приличная +.Но упущен один серьезный момент . После аварии было проведено очень тщательное расследование . Построили стенд - моделировали аварию .Выяснили что если бы мичман при запуске ракеты включил аварийную систему пожаротушения , а не побежал предупреждать всех о пожаре - трагедии с гибелью людей можно было избежать . Пожар же потушить не удалось и мы, по моему впервые на флоте ,познали как горят алюминиево магниевые сплавы . В целом действия командира и экипажа были оценены высоко . Даже предлагалось не расформировывать экипаж ,а дать новый корабль ! НО, верхнее руководство посчитало иначе , хотя карьеру никому не испортили ,я по крайней мере не слышал. Да ,затонул он глубоко , доставали секретные тогда РЛС ,кажется . Очень тяжело доставали ,при работе люди пострадали .
    1. Iraklius
      Iraklius 7. helmikuuta 2013 klo 10
      +4
      Lainaus käyttäjältä avt
      по моему впервые на флоте ,познали как горят алюминиево магниевые сплавы

      Скорее всего так. И слава Всевышнему, что мы это узнали не в боевых условиях, как британцы со своим Шеффилдом. Там жертв было гораздо больше.

      ***
      За 18 секунд потушить маршевые двигатели ракеты? Точно бы получилось? Nro
      1. mahdollisesti
        mahdollisesti 7. helmikuuta 2013 klo 12
        +6
        Lainaus Iracliuselta
        За 18 секунд потушить маршевые двигатели ракеты? Точно бы получилось?

        Да ,очень серьезно подошли к расследованию аварии . Корабли этого проэкта шли в Индию , могу ошибаться , но кажется до сих пор в строю .Полностью смоделировали на натурном макете { посуществу отсек сделали целиком } и реально , опытным путем доказали -при исправной системе пожаротушения гасили даже маршевый двигатель до взрыва . Вот цена одной ошибки ,одного человека в экипаже! НО повторюсь ,комиссия установила -экипаж и командир во время аварии действовали грамотно и самоотверженно и претензий к ним не предъявляли . Горшков предлагал не расформировывать экипаж . Кстати есть знаменитая фотография -Белкнап у амеров сгорел , один стальной корпус остался , остальное -по палубу сгорело .
        1. Sirocco
          Sirocco 7. helmikuuta 2013 klo 13
          0
          А чем и как можно потушить двигатель ракеты, ???
          1. mga04
            mga04 7. helmikuuta 2013 klo 14
            +8
            Потушить уже горящий двигатель маловероятно, а вот не допустить воспламенения соседних ракет система пожаротушения вполне способна.
        2. Iraklius
          Iraklius 7. helmikuuta 2013 klo 14
          +4
          Lainaus käyttäjältä avt
          Да ,очень серьезно подошли к расследованию аварии .

          Не хочу сказать ничего плохого, но Вы же знаете, как в нашей стране "любят" правду. Гораздо проще всё свалить на ошибку безвестного мичмана, чем на просчёты руководства.
          Я к ВМФ не имею никакого отношения и систему пожаротушения на современном корабле слабо себе представляю. Если там оросительная система в погребах, то это просто нереально - потушить активировавшийся маршевый двигатель нескольких зенитных ракет. Если ракета была на смесевом топливе, то перхлорат аммония и мелкодисперсный сферический порошок алюминия...Что такое термит, думаю, никому объяснять не нужно, да?температура до 2400 градусов по Цельсию - это не хось-мось! Это же не детские хлопушки, ё-моё. Nro Никакая пена не поможет, а горит эта дрянь без доступа кислорода воздуха. Так, что сделали модель, да не совсем - чтобы индусы не очковали. Joo
          1. mahdollisesti
            mahdollisesti 7. helmikuuta 2013 klo 15
            +7
            Lainaus Iracliuselta
            Не хочу сказать ничего плохого, но Вы же знаете, как в нашей стране "любят" правду. Гораздо проще всё свалить на ошибку безвестного мичмана, чем на просчёты руководства.

            Мичман не безвестный и даже кажется жил потом в Севастополе . Что такое -свалить вину , знаю по аварии в Плесецке ,когда на солдата свалили взрыв ,потом оказалось , что припой со свинцом в фильтре соприкасался с перекисью водорода - вина КБОМ и завода изготовителя. По описываемому случаю повторяю - была полностью восстановлена ситуация начала аварии в конкретном отстроенном отсеке . И по итогам определили - время было , точно не помню , но до 10 секунд вероятно ,ну 7 включить и на работу . И система справлялась ! Кстати ракета сработала одна . Я знаю две ситуации ,когда не предвзято и детально были разобраны аварии -эта и с лодкой Британова , что затонула возле Америки. А за потушить весь корабль - так я и не заикался , там вариантов просто у ребят не было ......увы.
            1. Misantrop
              Misantrop 7. helmikuuta 2013 klo 20
              +3
              Lainaus käyttäjältä avt
              с лодкой Британова

              С "К-219" тоже не все ровно, как говорится. Командир 8 отсека этого экипажа мне не совсем так рассказывал, как потом в документах комиссии было. Он надо мной жил в Гаджиево, да и лодку я ту помню...
              1. mahdollisesti
                mahdollisesti 8. helmikuuta 2013 klo 09
                0
                Lainaus Misantropilta

                Misantrop

                Опуская все подробности - по хорошему командование не должно было их в море выводить .Мое личное мнение -99% вина руководства . Трагедия c лодкой просто не должна была состояться . Но повторяю-мое личное мнение , всего ну точно не знаю .
            2. Iraklius
              Iraklius 8. helmikuuta 2013 klo 10
              +1
              mahdollisesti , я более не буду спорить, раз вы так владеете ситуацией. hi Я рассматривал исключительно технический аспект, в котором хорошо разбираюсь.
              Вы так и не рассказали, какие выводы сделала техническая комиссия по расследованию? Что стало причиной подачи питания на маршевый двигатель? Почему не было предусмотрено автоматической системы пожаротушения в погребе?
              1. mahdollisesti
                mahdollisesti 8. helmikuuta 2013 klo 11
                +4
                Lainaus Iracliuselta
                Вы так и не рассказали, какие выводы сделала техническая комиссия по расследованию? Что стало причиной подачи питания на маршевый двигатель? Почему не было предусмотрено автоматической системы пожаротушения в погребе?

                Что стало причиной подачи питания ТОЧНО не знаю ,гадать не хочу и полагаю однозначного ответа точно не нашли. По комиссии могу добавить вот что .,,Забег" мичмана отхронометрировали на ,,Комсомольце Украины " . Натурный отсек в 1977 м изготовили в Ленинграде полностью с кормовым погребом ,,Волны" -199 - 222 шпангоуты с надстройкой . В 1978 - 1979 провели комплексные испытания по ВСЕМ возможным вариантам несанкционированного запуска стартовых и маршевых двигателе у В-601 , надежности удержания ракет в барабанах . Проводили естественно огневые испытания с ракетами В-601 . Вывод: ,, ...штатные средства противопожарной и противовзрывной защиты погребов ЗРК ,,Волна" обладают необходимой эффектиностью и высокой надежностью ......... обеспечивают ЛОКАЛИЗАЦИЮ аварийного процесса в ПРЕДЕЛАХ ПОГРЕБА ...." Еще штатные выхлопные устройства погребов обеспечивают при возникновении аварийной ситуации сброс давления в течении 1-2 секунд . То есть - катастрофу можно было локализовать до аварии , но ........... 18 секунд - это много ,когда пытались включить -не сработала система и процесс вышел из под контроля. Да ,по поводу автоматической системы , так при включении она и работает автоматически , но все не автоматизируешь . Еще хочу отметить - корабль по проекту должен был держаться на плаву при затоплении 3-х отсеков , а он держался при 4-х . А затонул при 6-ти !!
                1. Iraklius
                  Iraklius 8. helmikuuta 2013 klo 11
                  +1
                  Kiitos! Joo Значит, всё-таки виноват пресловутый человеческий фактор, который в совокупности с использованием АМГ привёл к катастрофе и человеческим жертвам. pyyntö

                  ***
                  И который раз косвенно всплывает вопрос с своевременности отказа от броневой защиты на кораблях. Столько случаев гибели по причине сгорания кораблей...А если бы в борт, скажем, того же проекта 61 врубилась Экосет с твердотопливным ракетным двигателем? Опять пожар...
                2. hiljainen
                  hiljainen 8. helmikuuta 2013 klo 18
                  +2
                  Rakas!! hi К моему большому сожелению ЩАС подобных экспертиз не проводят.... ну взять " КУРСК " ( ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ РЕБЯТАМ И ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ ГЕРОЯМ !!) !!! hi
          2. hiljainen
            hiljainen 8. helmikuuta 2013 klo 18
            0
            Ну Вы Сэр и выдали !!! У меня АЖ в голове извилины в панике со звоном начали сталкиваться пытаясь выстроить хоть какую-то систему.... hi pyyntö
        3. lempinimi 1 ja 2
          lempinimi 1 ja 2 8. helmikuuta 2013 klo 12
          +2
          Lainaus käyttäjältä avt
          Корабли этого проэкта шли в Индию


          А вот индусы ( да и те же англосаксы) они не станут говорить что мол пора нам эти корабли списывать . Они уже не то и не это!

          Я это к тому что у америкосов полно кораблей которые давно пора порезать на металл . И в нато "корыт" полно! Но они на эту тему не парятся.

          А погибшим - Вечная память!
    2. Aleks
      Aleks 7. helmikuuta 2013 klo 15
      +1
      Когда-же авторы научатся писать правильно---корабль,командир корабля ,иначе сразу ассоциации по поводу автора возникают и его компетенции.
    3. hiljainen
      hiljainen 8. helmikuuta 2013 klo 18
      0
      если бы мичман при запуске ракеты включил аварийную систему пожаротушения Мне тоже это сразу бросилось в глаза....
      Куда он рванул без приказа с боевого поста..???? ... Может это был страх ???
    4. dgonni
      dgonni 18. helmikuuta 2018 klo 15
      0
      ПРосто он оказался крайним ! Не по причине не вединия, а по причине необходмости! Слили, отправили, Потом в примнципе не бросили. Нафиг командованию траблі с погрузкой и другими ;). На пирс Севастополя, там раскажут.
    5. QAZwsxEDC
      QAZwsxEDC 7. toukokuuta 2018 klo 16
      0
      Командир БЧ-5 был в это время в отпуске. Решением Горшкова из капитан-лейтенанта стал старшим лейтенантом. Вот так.
  7. Iraklius
    Iraklius 7. helmikuuta 2013 klo 11
    +9
    Мало кто знает, но в 1987 г. при трагических обстоятельствах погиб МРК "Муссон". Тем морякам нужно было при жизни памятники ставить за героизм. Как ни странно, гибель малого ракетного корабля «Муссон» (пр.1234) в апреле 1987 г. на Тихоокеанском флоте в списке аварий не упоминалась, ибо это не авария, а катастрофа. Оказывается, согласно военно-терминологической казуистике, авария и катастрофа – не одно и то же. pyyntö
    Так вот, там металлический (!) корабль сгорел (!!!) практически полностью. И виноват всё тот же замечательный алюминиевый сплав. negatiivinen
    А вот там уже была дурость - после гибели Шеффилда прошло несколько лет, а выводов никаких не сделали. На "Муссоне" погибло 39 человек.
    1. Vanha_kapteeni
      Vanha_kapteeni 8. helmikuuta 2013 klo 10
      0
      Там ПКР всадили как раз в район ГКП, погибло все командование корабля, повырубалось все, что могло, в т.ч. и система пожаротушения, полыхнуло недогоревшее ракетное топливо (стреляли, чтоб не промахнутся, с преступно малой в данном случае дистанции). Когда спасатели подошли, тушить уже было невозможно - вода из брандспойтов испарялась на лету. Шансов никаких не было изначально.
      Вина - на командовании учений. Экипаж сделал все, что мог. Беда - мог мало...
      ЗЫ. "Муссон" тоже был из АМГ. Тогда все советские корабли из АМГ делали. И, как ни странно, и после этого случая - тоже
      1. Iraklius
        Iraklius 8. helmikuuta 2013 klo 10
        0
        Мало того, что дистанция была мала, так ещё и корабль шёл малым ходом или вообще "стоп машина!" была. По одной из версий мичман, ответственный за подготовку ракеты-мишени не перекусил бокорезами цепи питания системы самонаведения ракеты. Вот она и заскользила на Муссон. Предыдущие учения были очень неудачными и ломалась чья-то карьера...Эти должны были быть образцовыми.
        Очевидцы говорят, что корабль не только выпустил по ней все зенитные ракеты, но и за мгновения до попадания даже успел её обстрелять из ствольной артиллерии. Вот это выучка и мужество. Всё тщетно. turvautua
        1. Vanha_kapteeni
          Vanha_kapteeni 8. helmikuuta 2013 klo 11
          0
          Да там целая куча нарушений была! И малый ход, и малая подлетная дистанция, и курсовой угол...
          А командир отделения комендоров, до последней секунды обстреливавший ракету из пушки (жаль, не знаю фамилию), к сожалению погиб. Что это было - факт, подтвержденный очевидцами. За то другой человек - флагманский специалист ракетного оружия бригады ракетных катеров капитан 3 ранга Иванов - лучше других понимавший опасность такого плана стрельб, получил после них капитана 2 ранга... Вот так вот...
  8. nnz226
    nnz226 7. helmikuuta 2013 klo 14
    0
    на хрена на первом фото изображён БПК пр.1134??? Не надо вводить в заблуждение читателей!
    1. komTMG
      komTMG 8. helmikuuta 2013 klo 13
      +2
      Дружище это "Поющий фрегат" 61 проект. см фото 1134
      чумаданы по правому и левому борту. Ракетный крейсер. Млин.
      1. QAZwsxEDC
        QAZwsxEDC 7. toukokuuta 2018 klo 16
        0
        Это 1134-Б!
    2. ivanovoa61
      ivanovoa61 15. lokakuuta 2016 klo 01
      +1
      Неееее ...!!! Это 61 проект Э - БПК "Провоный" с РЛС "Фрегат" и с ЗРК "Уроган" ("Бук" наземная) . Я, покорный ваш слуга имел честь служить на нём 1980 - 1983 годах . Испытывали новое вооружение ...!
      1. ivanovoa61
        ivanovoa61 15. lokakuuta 2016 klo 01
        0
        На этом фото тоже БПК , только I ранга , по моему "Керчь" ...
  9. Takashi
    Takashi 7. helmikuuta 2013 klo 15
    0
    У меня сразу возник вопрос: что дали мичману?
    ------
    другой вопрос: а с чего вдруг маршевый двигатель запустился (загорелся)? - замыкание?
    1. mahdollisesti
      mahdollisesti 7. helmikuuta 2013 klo 15
      0
      Lainaus Takashilta
      У меня сразу возник вопрос: что дали мичману?

      Без последствий , не награждали ,но и не наказывали . Хотя было за что и наградить ! Вели себя геройски во главе с командиром !
  10. submar
    submar 7. helmikuuta 2013 klo 17
    +6
    Iraklius, МРК "Муссон"
    16 апреля 1987 во время отработки учебно-боевых задач в заливе Петра Великого в надстройку "Муссона" попала поврежденная крылатая ракета-мишень. МРК "Муссон" затонул. 39 человек погибли.
    Корпус МРК Муссон был из алюминиево-магниевого сплава марки АМг-61.
    Каждый год во Владивостоке 16 апреля в бригаде проходит траурный митинг памяти.
    1. Iraklius
      Iraklius 8. helmikuuta 2013 klo 08
      0
      Kyllä, hän on se. turvautua
      Вот фотография гибнущего корабля. Качество не очень, уж простите.


      Ещё есть замечательная повесть Ю.Пахомова "Происшествие по номеру один" в "Морском сборнике" за 2004 г. №№8, 9. Рекомендую всем для прочтения. Читать тяжело, но надо.
      1. politruk419
        politruk419 8. helmikuuta 2013 klo 11
        0
        Пахомов-один из моих любимых писателей маринистов.
  11. evgen
    evgen 7. helmikuuta 2013 klo 18
    +4
    Приходилось бывать в этом отсеке.И барабаны эти разглядывать.Имею в виду другие БПК.Про эту аварию шепотом рассказывали на Балтике.Там такой обьем!!!Как эту махину можно было затушить,не представляю.
  12. Voodoo
    Voodoo 7. helmikuuta 2013 klo 19
    +2
    Жалко и корабль и людей. Виноват ли мичман? Не думаю. Сработал нормальный для всех людей инстинкт самосохранения. Возможно он потом и осознал суть происшедшего, но было поздно. Всё пошло по другому сценарию... Вечная память погибшим!
    1. evgen
      evgen 7. helmikuuta 2013 klo 19
      +8
      Насчет инстинкта сохранения не стоит писать.Он выбивается из головы годами тренировок.Есть хорошая строка в уставе:..никто не имеет права покинуть без приказа аварийный отсек..Простые безликие строчки..Тут где то командиры недосмотрели.На эту тему хорошо сказано в фильме"72 метра".А реально,никто не знает,как поведет себя в такой ситуации.Просто у мичмана был шанс немного ситуацию изменить.
      1. pogis
        pogis 7. helmikuuta 2013 klo 20
        +2
        Но,он его не использавал!Бросил своих матросов и убежал!В итоге погиб корабль!А РЕАЛЬНО тебе так вбивают в башку за время службы,что делать ,когда уже не х...делать,что чем больше служишь тем больше эта таракашка заползает тебе в мозг!Даже дома при малейшем ЧП действуешь быстро и эффективно!Не успев подумать!Всё давно в голове.
      2. Voodoo
        Voodoo 8. helmikuuta 2013 klo 16
        +1
        Какими годами!? Каких тренировок!? Кто может предвидеть нестандартную ситуацию!? Ещё раз, сработал у мичмана НОРМАЛЬНЫЙ инстинкт самосохранения, потом он уж опомнился да поздно было! Это не реальная боевая ситуация, когда все на боевых постах и только жду попаданий вражеских снарядов...Нервы напряжены до предела, человек сжимается как пружина и уже готов к любым действиям, согласно и Устава и боевого расписания! А тут совсем другая ситуация. В мирной обстановке большинство людей в критической, в нестандартной ситуации ведёт себя совершенно по иному. А строки из Устава...всё это правильно. Но для оценки аварийности ситуации тоже нужно время...у мичмана, к сожалению, его не оказалось.Всё произошло очень быстро и непредвиденно. А как бы кто из нас поступил в данной ситуации, можно долго рассуждать, как говориться "...в чужих руках всегда толще".
        1. evgen
          evgen 8. helmikuuta 2013 klo 17
          +2
          Нормальных тренировок.До пота!И не его собачье дело, что то там оценивать.Его дело доложить,и приступить к ликвидации аварии,согласно боевого номера.Думать и принимать решения дело командира.А пока этот крендель бегал,согласно нестандартной ситуации,дело приняло нехороший поворот.Какая там расслабуха,какое там мирное время?!На корабле всегда все заточено на ЧП.
          1. Voodoo
            Voodoo 8. helmikuuta 2013 klo 18
            +1
            Теория, дружище, теория)))
            1. evgen
              evgen 8. helmikuuta 2013 klo 21
              +1
              Ясное дело,теория.Реально все идет не так,иногда.Где то чего то не дожали,где то перетянули.Кто то спросонья не тот рубильник потянул...Понятно.Вот об этом и речь.Человеческий фактор.Который грамотный командир обязан свести к минимуму.Я видел таких,которые месяцами не вылезали из частей,которых л/с ненавидел лютой ненавистью,за постоянный напряг.
    2. dima_talib
      dima_talib 7. helmikuuta 2013 klo 20
      +4
      Ну да. У кого то-обострённое чуство долга, а у кого то обострён этот самый инстинкт "шкуросохранения"
      Мичмана с инстинктом - фамилия Шупортяк.
      Есть довольно содержательная толстая книга на эту тему.
      Там комиссия точно установила:
      - запуск движка, это конструктивная ошибка... типа блуждающие токи .
      - вот, если бы мичман не постеснялся кнопочку пожаротушения нажать, то и корабль спас бы и драпануть успел.
      - автоматически эта система не сработала,потому как отключена была...
      А отключена была, потому как срабатывала согласно своего "автоматического разумения" иногда по собственному желанию.
  13. sso-250659
    sso-250659 7. helmikuuta 2013 klo 19
    +4
    Нет на военных кораблях должности капитан, есть командир корабля! Смотри общевоинские Уставы Вооруженных сил.
    1. evgen
      evgen 7. helmikuuta 2013 klo 20
      +7
      Умейте прощать бока.Понятно,глаз режут.Ошибки и похлеще бывают.Судно.корабль,плыть,идти...Понятно.Речь то не об этом.
  14. Fedor
    Fedor 7. helmikuuta 2013 klo 23
    + 16
    Я был на борту "Отважного" в составе свозимой аварийно-спасательной группы, моя группа работала на рубеже ВП на палубе кормовых РБУ, используя пеногенераторы поданные с СБ-15. После расход пенообразователя нам приказали перейти на борт СБ-15, стоящего по правому борту "Отважного". Сразу после перехода на СБ-15 в кормой части аварийного корабля раздался сильный взрыв, через нас полетели стальные балки и куски рваного металла, но выше и никто не пострадал, кроме одного офицера на верхнем мостике СБ-15. После взрыва наш буксир отогналиот борта, корабль затонул, а мы подобрали с воды десятка три-четыре матросов и офицеров. Среди них и командира капитана 2 ранга Винник Ивана Петровича, он последним покинул корабль, с вахтенным журналом, обернутым в водонепроницаемую ткань, я сам это видел и участвовал в спасении матросов. Потом и.П. Винник командовал 9 бригадой судов обеспечения, замечательный был человек, умер на рубеже нового тысячелетия, вечная ему память. С левого борта "Отважного" работал ПЖС-123, своими пенными пушками ему на время удавалось подвить основной очаг пожара, но стоило хоть на минуту прекратить работу пенными пушками, как пожар возобновлялся. Мне кажется, что если бы с самого начала корабли находящиеся рядом высадили свои АСГ на корму "Отважного" его можно было спасти, не допустив огонь в погреба с авиационными глубинными бомбами и керосинохранилищу.
    1. komTMG
      komTMG 8. helmikuuta 2013 klo 13
      +4
      Спасибо. Вам.
      Нам преподавал Живучесть НК кап.1 ранга Загадский Б.Р. как нам говорили.Он был одним из участников АСГ. И одним из последних сошел с корабля. Драл нас по учебе во все щели. А потом сказал на экзамене. Мальчики вы все будете гореть. Дай вам Бог удачи.
      Мой первый пожар случился на 2 день службы на СКР Задорном 1135 проект.
  15. Ols76
    Ols76 8. helmikuuta 2013 klo 05
    +1
    Светлая память погибшим !
  16. politruk419
    politruk419 8. helmikuuta 2013 klo 07
    +3
    С возрождением флота, России еще предстоит столкнуться со случаями подобными этому. Увы, такие трагедии -неизбежная плата за статус морской державы. Но ,мне кажется, в наше подлое время никто не станет проводить реальной работы по изучению подлинных причин. Будут валить на "необученность и разгильдяйство" людей, экипажа.Наглядный пример-судьба командира "Нерпы". Прокурорские никак не угомонятся даже после оправдания к.1.р. Лаврентьева судом присяжных.
    Светлая память всем морякам погибшим при исполнении воинского долга.
  17. voronov
    voronov 8. helmikuuta 2013 klo 12
    +1
    Ikuinen muisto sankareille
  18. e-froloff
    e-froloff 8. helmikuuta 2013 klo 19
    0
    Настоящий пример сплоченности для молодых.
  19. Kaetani
    Kaetani 8. helmikuuta 2013 klo 20
    +3
    ВОЕННЫЕ МОРЯКИ!!!!
    ДОСТОЙНО
    ХРАБРО

    Участникам данной трагедии поклон. И кроме всего прочего участие данных людей на сайте по моему придает ему огромный вес.
  20. elenagromova
    elenagromova 9. helmikuuta 2013 klo 00
    +1
    Вечная память ребятам... Жалко корабли - и погибшие, и просто разорбранные на металл... Вторые даже еще более жалко... Погибшие - трагический случай, а разобранные - человеческая то ли жадность, то ли безалаберность, то ли предательство...
  21. HAIFISCH
    HAIFISCH 9. helmikuuta 2013 klo 00
    0
    Светлая память погибшим. Храбрые были люди.
  22. merenkulkija
    merenkulkija 15. helmikuuta 2013 klo 00
    0
    В 83-м я был на практике на БПК "Комсомолец Украины". На всех боевых постах БЧ-2 на видном месте висел плакат "Помни "ОТВАЖНЫЙ". Однокурсники говорили, что и на других кораблях пр.61 висели такие же плакаты.
    А курсанты все погибли. Не помню уж какого училища. И только из-за собственного раздолбайства, т.к. по тревоге они остались в кубрике. А кубрик (кажется №7) этот как раз в корму от кормового ракетного погреба.
    Нас на практике тоже разместили в этом кубрике. И после первой тревоги, которую мы тоже просачковали нам и рассказал "большой зам" об "Отважном" и о судьбе курсантов.
    Естественно, что мы попытались узнать все, что можно об этой катастрофе. Помню, что офицеры говорили, что скорее всего система автоматического пожаротушения в погребе была отключена, т.к. на боевой службе в Средиземке она срабатывала произвольно из-за слишком повышеной температуры, и ее на большинстве кораблей пр.61 просто отключали. А объясняться с начальством по поводу того почему 16 ракет оказались щедро политы морской водой никому не хотелось.
    Вообще-то это общая беда почти всех кораблей ВМФ СССР - недостаточно мощная система кондиционирования воздуха. На Севере, Балтике, Камчатке - все нормально, а уже на ЧФ и Приморье - кондиционеры работают почти на пределе. А если корабль идет южнее: в Средиземку или в Желтое море - то всю мощность "кандеев" пускают на нужды БЧ-4 и БЧ-7.
  23. ivanovoa61
    ivanovoa61 15. lokakuuta 2016 klo 00
    0
    Царство небесное всем погибшим с "Отважного" и другим ребятам , ушедшим ...! Вопрос админам ...?! Почему на первом фото наш БПК " Проворный" и фото где то 82 года ?!
  24. Sealbeer
    Sealbeer 25. tammikuuta 2018 klo 12
    0
    Самое прикльное описание- это как мичман бч-2 сьепался со своего боевого поста,бросив пацанов умирать. Я служил на корабле проекта 1884У во Владивостоке. весной 19995 года в котельном отделении вспыхнул пожар у раздраенных котельных цистерн с мазутом по 40 тонн в каждой. когда прозвучала аварийная сигнализация по кораблю я как матрос из аварийной партии тут-же побежал за огнеупорным костюмом(мое место в АСГ была именно тушить в костюме). когда с костюмом был в отсеке,откуда спускался трап к котельному отделению там уже стояли трюмные из трюмно -котельной группы бч-5 и мой командир ЭТГ бч-5 и командир трюмно- кательной группы. Командир котельщиков взял костю и вместе с командиром моторной группы пошли вниз с видимостью 1.0-1.5 метра, а нас попросту оставили стоять в тамбуре. С утра сдавали химимущество и средства аварийно- спасательной защиты и на кораблей комплектов у личного состава не осталось(кроме схрона в сейфе в рубке дежурного). Рядом стоял БДК-11 ( сейчас он называется пересвет). я побежал на его борт,чтоб взять средства для дыхания автономного. На корабле прозвучал сигнал аварии на весь золотой рог, с его возвратом аж 5 раз . Когда позрастайщей должностей на БДК-1 я дошел до командира,то с дымтрубы уже валил черно-сизый дым и который уже на сам стал застилать площадку 13 крана и полубаки обоих бортов. БДК-11 отшвартовался от стенки и я по трапу с нужным хим иммуществом сошел на стенку. БДК на якорях начал вытягиваться в бухту и из 3-4 шланогв поливали борт корабля. В это время приехала пожарная команда 178 СРЗ из 3 машин и начали протягивать 150мм шланги для своих брандсбойтов. К тому времени уже из дымтрубы уже шел белый дым с прожилками сизого и черного. Котгда пожарные смонтировали систему,то из тамбура на площадку 13 крана вышел командир трюмно- котельной группы и сообщил,что все потушил