Sotilaallinen arvostelu

Yhdysvaltain ilmavoimat lopettavat Lockheed U-2 -tiedustelukoneen käytön

30
Yhdysvaltain ilmavoimat lopettavat Lockheed U-2 -tiedustelukoneen käytön



В 1956 г. Центральное разведывательное управление и военно-воздушные силы США начали эксплуатацию новейшего высотного разведывательного самолета Lockheed U-2. Несмотря на большой возраст, некоторое количество такой техники до сих пор остается на вооружении и используется для решения разных задач. Однако в ближайшие годы Пентагон планирует отказаться от этих самолетов. Получат ли они прямую замену, пока не сообщается.

Наличный парк


Компания Lockheed разработала самолет U-2 в середине пятидесятых. В 1955 г. состоялся первый полет, и всего через несколько месяцев стартовало серийное производство техники для ЦРУ и ВВС. U-2 выпускались до конца восьмидесятых, и к этому времени заказчикам сдали более 100 самолетов. По мере продолжения эксплуатации и производства, разрабатывались новые модификации с теми или иными особенностями.

ЦРУ эксплуатировало самолеты U-2 до середины семидесятых годов. От них отказались из-за неприемлемо высоких рисков, связанных с ПВО вероятного противника, а также в связи с появлением нового поколения разведывательных спутников. ВВС, в свою очередь, продолжили использовать имеющиеся самолеты. Впрочем, по мере продолжения эксплуатации, количество U-2 на службе постепенно сокращалось по объективным причинам.


Согласно открытым источникам, на данный момент в составе ВВС США имеется всего две эскадрильи на самолетах последней модификации U-2S. В наличии остается всего 26 таких самолетов. Кроме того, одно из учебных подразделений располагает 4 тренировочными самолетами TU-2S.

Самолеты U-2S способны нести развитый комплекс оптического и радиоэлектронного оборудования для ведения разведки разного рода. Они регулярно совершают полеты по разным маршрутам, но подробности такого применения остаются неизвестными. Впрочем, некоторые эпизоды все же становятся достоянием общественности. Так, в первых числах февраля один из U-2S следил за китайским аэростатом, пролетавшим над территорией США.

Tulevaisuuden suunnitelmat


13 марта министерство ВВС США опубликовало бюджетный запрос на следующий финансовый год, который теперь войдет в проект нового военного бюджета. Ведомство определило необходимый уровень трат на 2024 ф.г., а также раскрыло часть планов на отдаленное будущее. В таких планах нашлось место и для разведывательных самолетов U-2S – однако не самое лучшее и оптимистичное.

Руководство ВВС считает самолеты U-2 морально и физически устаревшими, и поэтому дальнейшая их эксплуатация нецелесообразна. Предлагается списать имеющийся парк из 30 разведывательных и учебных самолетов. Сокращения начнутся уже в следующем финансовом году, а последние U-2S снимут с вооружения в 2026 ф.г.


Напомним, эксплуатация первой версии U-2 началась еще в 1956 г., а последние самолеты закончат работу в 2026-м. Это означает, что разведывательный самолет до списания вполне сможет отметить 70-летие своей службы. Таким образом, речь идет о рекордной продолжительности службы, как в ВВС США, так и в мировой практике.

nostolava


Обычно ВВС США начинают списывать устаревшие самолеты только после того, как будет сформирован достаточный парк новой техники для их замены. Однако U-2 является исключением. Прямые аналоги этого самолета, способные занять его место, не разрабатывались. В связи с этим задачи снимаемых с вооружения U-2 будут переданы ilmailu комплексам других классов. В этой роли рассматриваются беспилотные летательные аппараты, однако, похоже, о равной замене речи не идет.

Рекордная продолжительность службы U-2 обусловлена несколькими факторами. Прежде всего, этот самолет оказался удачной платформой с высокими летно-техническими характеристиками, способной нести разные полезные нагрузки в виде тех или иных приборов.

Самолет последней модификации U-2S при взлетной массе до 18,15 т несет 2,3 т полезной нагрузки. Требуемые приборы размещаются в соответствующих отсеках фюзеляжа и в контейнерах под крылом. При помощи турбореактивного двигателя General Electric F118-101 самолет развивает скорость более 760 км/ч и показывает дальность более 11 тыс. км. Практический потолок достигает 24 км.


В разное время и в разных миссиях U-2S несли фото- и видеокамеры, радиолокаторы бокового обзора, средства радиотехнической разведки и т.д. Приборы разведки последних поколений отличаются высокими характеристиками, а высотная дозвуковая платформа позволяет в полной мере использовать их возможности.

Vaihto-ongelma


В качестве замены для списываемых самолетов U-2 предлагаются тяжелые БПЛА нескольких типов. При этом равноценной замены не получится. Существующие и перспективные droneja американской разработки по тем или иным характеристикам уступают старому самолету, а также сталкиваются с различными ограничениями.

К примеру, самым крупным и тяжелым БПЛА на вооружении ВВС является изделие RQ-4 Global Hawk от компании Northrop Grumman. Максимальная взлетная масса этого аппарата превышает 14,6 т, что, в частности, дает большой запас топлива и позволяет находиться в воздухе часами. Однако RQ-4 несет всего 1360 кг полезной нагрузки. Кроме того, скорость полета ограничена 630 км/ч, а потолок не превышает 18 км. Фактически Global Hawk уступает старому U-2 по ряду основных параметров, а имеющиеся преимущества не являются принципиальными.

В качестве возможного аналога и/или замены для U-2 также предлагают рассматривать БПЛА Nortrop Grumman RQ-180, сейчас проходящий испытания. Однако об этой разработке пока известно не слишком много, а доступные данные не показывают однозначных преимуществ перед пилотируемым самолетом-разведчиком. Предполагается, что по летным характеристикам RQ-180 будет похож на нынешний RQ-4. При этом он будет отличаться малозаметностью и сможет нести более тяжелую нагрузку. Показатели скорости и высоты полета остаются неизвестными.


Вполне возможно, что именно RQ-180 в итоге станет прямой заменой имеющихся U-2S. Также нельзя исключать, что представленный график вывода самолетов из эксплуатации будет синхронизирован с поставками новых БПЛА. В таком случае разведывательная составляющая ВВС США не только не лишится имеющихся оперативных возможностей, но и, вероятно, улучшит их. Конечно, если реальный RQ-180 будет соответствовать нынешним оценкам и прогнозам.

Aikakauden loppu


Таким образом, ВВС США приняли решение о завершении эксплуатации одного из самых известных своих самолетов. U-2 последних серий и модификаций еще успеют отметить очередную круглую годовщину начала службы, но после этого будут списаны ввиду полного морального и физического устаревания.

Что будет дальше с парком разведывательной авиационной техники ВВС, пока до конца не понятно. Это направление переводят на беспилотные комплексы разных типов, но какой из них станет заменой для самолетов U-2, неизвестно. При этом все имеющиеся и известные образцы уступают ему по основным характеристикам и не имеют решающих преимуществ. Как ВВС США собираются справляться с такой ситуацией, покажет время.
Kirjoittaja:
Käytettyjä kuvia:
Yhdysvaltain puolustusministeriö, Lockheed Martin
30 Kommentit
Mainos

Tilaa Telegram-kanavamme, säännöllisesti lisätietoja Ukrainan erikoisoperaatiosta, suuri määrä tietoa, videoita, jotain, mikä ei kuulu sivustolle: https://t.me/topwar_official

tiedot
Hyvä lukija, jotta voit jättää kommentteja julkaisuun, sinun on kirjaudu.
  1. Tukaani
    Tukaani 18. maaliskuuta 2023 klo 05:24
    + 11
    Статья производит не очень благоприятное впечатление, много ненужной воды и повторений. Тоже самое можно было изложить в публикации вдвое меньшего объема. Что касается этого:
    эксплуатация первой версии U-2 началась еще в 1956 г., а последние самолеты закончат работу в 2026-м.
    То следует понимать, что летающие сейчас U-2 кардинально отличаются от самолёта появившегося в конце 50-х составом БРЭО и разведывательным оборудованием. Заменят их конечно тяжёлыми высотными беспилотниками, такая возможность у американцев есть. Уже сейчас парк БПЛА "Глобал Хок" используется гораздо более масштабно, чем пилотируемые разведчики U-2.
    1. kylmä tuuli
      kylmä tuuli 18. maaliskuuta 2023 klo 10:18
      +5
      Lainaus Tucanilta
      Уже сейчас парк БПЛА "Глобал Хок" используется гораздо более масштабно, чем пилотируемые разведчики U-2.

      В статье про RQ-170 так же забыли.
    2. toiset
      toiset 18. maaliskuuta 2023 klo 18:29
      +4
      Статья производит не очень благоприятное впечатление, много ненужной воды

      Это «фирменный» стиль автора. Не пинайте его.
      Я вот не уверен, что там живой человек.
      Нейросеть и 2-3 оболтуса бумагомарателя.
      что летающие сейчас U-2 кардинально отличаются от самолёта появившегося в конце 50-х

      Келли Джонсон и Lockheed Skunk Works, оригинальный U-2A впервые совершил полет в августе 1955 года
      U-2R, впервые взлетевший в 1967 году, был на 40 % больше напичкан аппаратурой и мощнее, чем оригинальный самолет. Тактическая разведывательная версия TR-1A впервые вылетела в августе 1981 года и была структурно идентична U-2R.
      В 1992 году все TR-1 и U-2 были обозначены как U-2R
      Когда поставили двигатель GE F118-101, что привело к перенаименованию всех самолетов ВВС U-2 на U-2S.
      U-2S Block 10 -заменила устаревшую проводку передовой волоконно-оптической технологией и снизила общую электронную шумовую сигнатуру, чтобы обеспечить более тихую платформу для датчиков последнего поколения.
  2. ishinmaikl
    ishinmaikl 18. maaliskuuta 2023 klo 05:24
    0
    Коряга конечно редкостная..Но подиж ты- стал одним из самых знаменитых самолётов мира
    1. Tukaani
      Tukaani 18. maaliskuuta 2023 klo 06:44
      +6
      Lainaus ishinmaiklilta
      Коряга конечно редкостная..Но подиж ты- стал одним из самых знаменитых самолётов мира

      Внешний вид и конструкция U-2 связаны с желанием реализовать необходимые летные данные, что другим путем в 50-е годы было сделать невозможно.
    2. fa2998
      fa2998 18. maaliskuuta 2023 klo 06:58
      + 10
      Не "коряга",а проектировался под специальные условия полета.Аэродинамику никто не отменял.Попучили бы советские конструкторы подобную задачу-получилось бы подобное.
      А раз летает 60 лет,значит заморские конструкторы задачу выполнили хорошо! hi hi
      1. ishinmaikl
        ishinmaikl 18. maaliskuuta 2023 klo 07:20
        -3
        Ну получилась то все равно коряга))
        1. Rumata
          Rumata 18. maaliskuuta 2023 klo 14:03
          0
          Проблема - низкая маневренность, но в современных условиях и не нужно. Должен барражировать вне зоны ПВО противника.
          1. toiset
            toiset 18. maaliskuuta 2023 klo 19:43
            +2
            Проблема - низкая маневренность

            Приведите пожалить ла с крейсерской высотой 20-24 км и продолжительностью патрулирования ( бочка с топливом) имеющий «высокую» маневренность?
            Глупость изволите речь
      2. bk0010
        bk0010 18. maaliskuuta 2023 klo 11:01
        +4
        Lainaus: fa2998
        .Попучили бы советские конструкторы подобную задачу
        Получали советские конструкторы подобную задачу - получились М-55 «Геофизика» и М-17 «Стратосфера»
        1. Herra X
          Herra X 18. maaliskuuta 2023 klo 14:57
          +2
          Lainaus käyttäjältä: bk0010
          получились М-55 «Геофизика» и М-17 «Стратосфера»

          Они для перехвата высотных разведывательных аэростатов.
          Недавно статья на ВО была.
          1. Bad_gr
            Bad_gr 18. maaliskuuta 2023 klo 17:03
            -2
            Lainaus käyttäjältä: bk0010
            Получали советские конструкторы подобную задачу - получились М-55 «Геофизика» и М-17 «Стратосфера»
            Кстати сказать, перед этим изучили останки U-2 сбитого у нас под Свердловском. В том числе выяснили, что профиль крыла самолёта U-2 рассчитан под высоту 20 км, что бы там не писали в документации. Поэтому, откуда взялась 24 км в графе "практический потолок" в статье, лично мне, не понятно.
            1. toiset
              toiset 18. maaliskuuta 2023 klo 19:55
              +1
              В том числе выяснили, что профиль крыла самолёта U-2 рассчитан под высоту 20 км, что бы там не писали в документации.

              Кроме крыла, ещё важна масса и плотность атмосферы ( влажность, температура) и топливо, чем заправлен
              0,715 Маха (412 узлов; 470 миль / ч; 760 км / ч) на высоте 72 000 футов (22 000 м)
              Service ceiling: 80,000 ft (24,000 m) plus
              На JP-8+100LT
              ( JP-8+100LT: A LOW COST REPLACEMENT OF JPTS AS THE PRIMARY FUEL FOR THE U-2 AIRCRAFT)
              В ноябре 1998 года принадлежащий NASA ER-2 установил мировой рекорд высоты горизонтального полета 20 479 м. для аппаратов массой от 12 до 16 тонн.
              Q Corner тоже изучили?
              Подъемная сила крыльев настолько велика, что при посадке “воздушная подушка” возникает даже на минимальной скорости. Из-за этого пилот вынужден фактически сваливать и ронять самолет на ВПП с высоты более 0,5 м.
              Тем паче U-2A, это не U-2R : модернизированный планер увеличен почти на 30 процентов за счет подкрыльевых блоков и увеличенного запаса топлива.
              https://www.nasa.gov/sites/default/files/atoms/files/unlimited-horizons.pdf
          2. proctologist
            proctologist 18. maaliskuuta 2023 klo 18:19
            0
            так ирония судьбы в том, что старичок U-2 именно для перехвата высотных китайских аэростатов и может быть востребован в 2020х!
      3. Alf
        Alf 18. maaliskuuta 2023 klo 18:32
        0
        Lainaus: fa2998
        Попучили бы советские конструкторы подобную задачу-получилось бы подобное.

        1. Sergei Sfiedu
          Sergei Sfiedu 18. maaliskuuta 2023 klo 20:28
          0
          А это не считается? Слабовато супротив U-2 получилось, но ведь попытались.
      4. Sumotori_380
        Sumotori_380 18. maaliskuuta 2023 klo 23:27
        0
        Так оно вроде как и получилось - М-17 и М-55
    3. toiset
      toiset 18. maaliskuuta 2023 klo 18:30
      +1
      Коряга конечно редкостная.

      У вас не вкуса…. Аэродинамического точно
  3. amatööri
    amatööri 18. maaliskuuta 2023 klo 06:12
    +2
    Из Москвы вскоре прибыл с группой специалистов командующий истребительной авиацией генерал-полковник авиации Евгений Савицкий. Москвичи долго беседовали с летчиком, анализировали полученные данные. Итог работы комиссии озадачил весь полк - наблюдения пилота, поднимавшегося на перехват "невидимки", были взяты под сомнение. Савицкий заявил: летчик выдумал, что наблюдал цель при подъеме, дескать, отличиться захотел, заработать награду. Создавалось впечатление, что у комиссии была твердая уверенность - таких самолетов, которые бы могли несколько часов держаться на высоте 20.000 метров, нет в природе... "
    (http://www.airwar.ru/history/locwar/xussr/u2/u2.html)

    Как это пелось в известной некогда песне:
    "Как хорошо быть генералом, как хорошо быть генералом..."
    1. Setä Lee
      Setä Lee 18. maaliskuuta 2023 klo 06:21
      0
      Lainaus: Amatööri
      летчик выдумал, что наблюдал цель при подъеме,

      Вот он и летал, пока ракетой не сшибли....
    2. Lentäjä_
      Lentäjä_ 18. maaliskuuta 2023 klo 15:24
      +2
      Савицкий заявил: летчик выдумал, что наблюдал цель при подъеме, дескать, отличиться захотел, заработать награду.
      Это тот самый Савицкий, который по результатам Корейской войны требовал запустить у нас производство трофейных F-86 (Сейбр) вместо доработок МиГ-15
      1. toiset
        toiset 19. maaliskuuta 2023 klo 23:55
        0
        Это тот самый Савицкий

        Это папа последней космонавтки СССР?
  4. Rumata
    Rumata 18. maaliskuuta 2023 klo 14:00
    +5
    Машина абсолютно гениальная, хотя имеет ряд недостатков.
    Изумительная аэродинамика. В современных условиях можно создать аналог с широким использованием композитов, более экономичный движок. Это позволит, в первую очередь, увеличить относительное удлинение крыла, снизить массу конструкции и увеличить к-во керосина.
    Если её сделать как БПЛА, то это ещё заметная экономия массы конструкции. Не нужен пилот, системы жизнеобеспечения, кабина...
    Туполевцам есть над чем задуматься.
    1. Bad_gr
      Bad_gr 18. maaliskuuta 2023 klo 17:34
      0
      Lainaus: Rumata
      Машина абсолютно гениальная, ....
      Давно читал:
      корни конструкции U-2 идут от самолёта Lockheed F-104 Starfighter. Конструктор Келли Джонсон взял за основу свой же истребитель (F-104) и на его базе сконструировал разведчик U-2.

      Korjaa jos olen väärässä.
      1. Alf
        Alf 18. maaliskuuta 2023 klo 18:38
        +1
        Lainaus käyttäjältä: Bad_gr
        Korjaa jos olen väärässä.

        Что там было взято за основу ? Крыло другое, мотор другой...Да и философия совсем другая-Высоко, далеко, небыстро.
      2. ammattilainen
        ammattilainen 18. maaliskuuta 2023 klo 18:49
        +1
        В некотором смысле, это так.
        За основу был взят фюзеляж F-104, правда его пришлось значительно расширить, по сравнению с исходной конструкцией, но технологии F-104 в значительной степени сохранили. Правда гидравлический механизм фонаря и катапультируемое кресло пали жертвой необходимости экономии веса. Решили, что пилот не выживет при катапультировании на тех высотах, на которых должен был работать самолёт.
        50-е годы!
    2. kaatopaikka22
      kaatopaikka22 19. maaliskuuta 2023 klo 00:11
      +2
      В современных условиях можно создать аналог с широким использованием композитов, более экономичный движок.


      Да легко. Причем еще и относительно (по сравнению с U-2) дешево.
      В современных условиях просто для прикола и рекламы построили "GlobalFlyer", который облетел вокруг земли без посадки и дозаправки, на средней высоте в 12 км и скорости 550 км/ч.
      Самолет сухим весом в 1.7 тонны, а горючки берет 11 тонн!
  5. sergej_84
    sergej_84 18. maaliskuuta 2023 klo 14:41
    +5
    Yhdysvaltain ilmavoimat lopettavat Lockheed U-2 -tiedustelukoneen käytön

    ВВС США прекращают эксплуатацию Lockheed U-2 с 2021 года. Но никак не прекратят. Вроде бы как он устарел, но замены достойной пока нет. Посему всякие категорические заявления, типа автора статьи - это - вилами по воде. Если к 2026 году ВВС не получат достойной, по их мнению, замены, вопрос может быть пересмотрен в очередной раз. Все остальное - словоблудие автора.
  6. Frank Muller
    Frank Muller 19. maaliskuuta 2023 klo 01:04
    +1
    История знает немало случаев безнадежно устаревающего, устаревающего и окончательно устаревающего. Но так, до конца, и не устаревшего. Потому что это «устаревающее» оказывается оптимальным вариантом используемого, несмотря, вроде бы, на появление более нового и совершенного. Нечто, подобным образом, обстоит и с упомянутой «Леди Дракон», эксплуатируемой уже почти 70 лет и, претерпев неоднократную модификацию, оставшейся до сих пор в эксплуатации. U – 2, несмотря на массу недостатков (велосипедное шасси, сложность управления при взлете – посадке и т.д.), устоял в строю после потери 30 единиц однотипных машин (из них – 6 боевых, включая печально известного Ф. Пауэрса), равно как м пережил пришедшего ему на смену знаменитого «Черного Дрозда» (SR – 71), вообще избежавшего боевых потерь за всю свою менее продолжительную историю.
  7. Aleksei R.A.
    Aleksei R.A. 20. maaliskuuta 2023 klo 09:58
    +1
    Напомним, эксплуатация первой версии U-2 началась еще в 1956 г., а последние самолеты закончат работу в 2026-м. Это означает, что разведывательный самолет до списания вполне сможет отметить 70-летие своей службы. Таким образом, речь идет о рекордной продолжительности службы, как в ВВС США, так и в мировой практике.

    Для разведчиков - возможно и рекорд. Но абсолютным рекордсменом по продолжительности службы всё же является вот этот символ американской военщины:

    Первый полёт - 1952 год. Последний выпущенный - 1962 год. Планируемый срок списания - toistaiseksi 2050 г. (если, конечно, ВВС jälleen kerran не сдвинут его вправо).
    Если ничего не изменится, то "полставторой" переживёт оба стратега, которые планировались ему на смену - и В-1, и В-2. hymyillä