Sotilaallinen arvostelu

Атомные торпедные и многоцелевые подводные лодки. Проект 685

14
В августе 1966 года командование Военно-Морского laivasto выдало тактико-техническое задание на проектирование опытной глубоководной подлодки (проект 658), предельная глубина погружения которой в 2,5 раза превышает соответствующий показатель других торпедных атомных подводных лодок. Работы, которые получили шифр «Плавник», вели в ЦКБ-18 (руководитель - главный конструктор Н.А. Климов, с 1977 г. должность главного конструктора занял Ю.Н. Кормилицын).

К-278, 1 января 1986 года


Атомная глубоководная подлодка создавалась как полноценный боевой корабль, способный решать широкий круг задач, в числе которых входили поиск, обнаружение, слежение и уничтожение атомных подлодок, авианосных соединений, крупных надводных кораблей и транспортов противника.

Процесс проектирования глубоководного атомохода занял восемь лет. Тех. проект глубоководной субмарины утвердили в декабре 1974 года.

Основным конструкционным материалом на проекте 685 стали титановые сплавы.

Чтобы определить работоспособность титанового сплава при высоких напряжениях корпусных конструкций на значительных глубинах погружения, решили провести широкомасштабные исследования и эксперименты. На масштабных, натурных и полунатурных отсеках подлодки отрабатывали методы конструирования, технологию изготовления разных конструктивных узлов корпуса субмарины, осуществлялась экспериментальная проверка динамической, циклической и статической прочности конструкции.

В рамках программы создания атомной подводной лодки проекта 685 в Северодвинске построили три специальные док-камеры, габариты одной из которых составляли - длина 20 метров, диаметр 5 метров; второй 27 и 12 метров соответственно; третьей — 55 и 15 метров. В первой камере при разовой нагрузке создавали давление – 400 кгс/см2 при циклическом нагружении – 200 кгс/см2. Во второй док-камере рабочее давление составляло 200 кгс/см2, в третьей — 160 кгс/см2.

Опыт, который был получен во время реализации 685-го проекта, предполагалось использовать во время проектирования и постройки атомных подлодок нового поколения.



Атомную подлодку проекта 685 (был присвоен номер К-278) официально заложили 22 апреля 1978 года в Северодвинске. Постройка корабля осуществлялась блоками, каждый испытывался давлением в самой большой экспериментальной док-камере.

К-278 спустили на воду 9 мая 1983 года, а 20 октября того же года атомная подлодка вошла в состав Северного флота.

Лодка имела двухкорпусную архитектуру. Тщательно отработанные внешние обводы корабля в сочетании с использованием одновальной энергоустановки обеспечивали низкое гидродинамическое сопротивление, а также высокие скоростные качества, которые превосходили возможности американских аналогов.

Прочному корпусу придали относительно простую конфигурацию. В средней части корпус представлял собой цилиндр (диаметр 8 метров), а в оконечностях — усеченный конус, который заканчивался сферическими переборками (уголы сопряжения конусов и цилиндра не превышал 5°). Основным конструкционным материалом стал титановый сплав 48-Т, предел текучести которого составлял 72—75 кгс/мм2. Внутри прочного корпуса размещались цистерны главного балласта. Для уменьшения количества отверстий в прочном корпусе было принято решение отказаться от торпедопогрузочного люка и прочной рубки.

Для экстренного (20-30 секунд) создания положительной плавучести на большой глубине при поступлении внутрь подлодки забортной воды установили систему продувания балласта одной из цистерн средней группы с помощью пороховых газогенераторов.

Результатом рационального использования материалов и реализации некоторых оригинальных конструкционных решений стало то, что масса корпуса атомной подлодки проекта 685 составила 39% от нормального водоизмещения, что не превышало соответствующие показатели других атомных подлодок, имеющих меньшую глубину погружения.

Внешний корпус, изготавливаемый из титанового сплава сваркой, состоял из десяти безкингстонных систем главного балласта, кормовой и носовой оконечностей, ограждения выдвижных устройств и проницаемых частей.

Применение титана дало возможность значительно снизить вес корпуса.

Вырезы под горизонтальные носовые рули, ниши торпедных аппаратов, шпигаты оснащались щитовыми закрытиями.

Прочный корпус подлодки 685-го проекта делился на семь отсеков:
Первый отсек — торпедный, разделяемый двумя палубами. Верхняя палуба служила для размещения казенных частей торпедных аппаратов, торпедных стеллажей и части аппаратуры связи. На нижней палубе размещалась аккумуляторная батарея, состоящая из 112 элементов;
Второй отсек — жилой, разделен двумя палубами. На верхней - кают-компания, санитарно-бытовые помещения, камбуз, на нижней — каюты личного состава. Провизионная кладовая, электролизная установка и емкости с пресной водой размещались в трюме;
Третий отсек — центральный пост, который разделен двумя палубами, верхняя из которых служила для расположения пульта управления главного поста и вычислительного комплекса, а нижняя - для аварийного дизель-генератора;
Четвертый отсек — реакторный. В нем были расположены паропроизводящая установка, все оборудование и трубопроводы первого контура;
Пятый отсек – вспомогательные механизмы, обеспечивающие функционирование системы охлаждения;
Шестой отсек — турбинный. Главный турбозубчатый агрегат располагался в диаметральной плоскости отсека, по бокам — два главных конденсатора и два автономных турбогенератора;
Седьмой отсек — кормовой. В нем размещались приводы рулей, и проходила линия главного вала.

Атомные торпедные и многоцелевые подводные лодки. Проект 685


Подлодка имела всплывающую камеру, которая способна вместить весь экипаж, обеспечив его спасение с глубины до 1,5 тыс. м и оснащенная автономной системой энергоснабжения. Камера размещалась в ограждении выдвижных устройств. При нахождении корабля в надводном положении ее использовали для выхода на палубу надстройки из помещений прочного корпуса.

Во втором и третьем отсеках, где размещались жилые помещения и центральный пост, сформировали так называемую «зону спасения», которая ограничивалась поперечными переборками, выдерживающими давление 40 кгс/см2.

Главная энергоустановка включала атомный водо-водяной реактор ОК-650Б-3 (мощность 190 мВт) с четырьмя парогенераторами, ГТЗА (43 тыс. л. с.), два автономных турбогенератора (каждый 2 тыс. кВт). Резервную энергоустановку составляли дизель-генератор ДГ-500 (мощность 500 кВт), группа аккумуляторных батарей, а также резервный движительный комплекс — пара гребных винтов, которые размещены на концах горизонтального оперения. Винты приводятся двумя электродвигателями мощностью по 300 кВт, заключенными в водонепроницаемые капсулы. Скорость в надводном положении под резервными движителями достигала 5 узлов.

Чтобы предотвратить аварийное поступление забортной воды внутрь прочного корпуса, применили двухконтурную систему теплообменных аппаратов главной энергоустановки и бортового оборудования. Пресная вода циркулировала в первом контуре охлаждения, а тепло отводилось в два водо-водяных забортных охладителя. При этом в прочном корпусе число забортных отверстий сократили до минимума.

Каждый отсек подлодки оснащался системой объемного химического и воздушно-пенного пожаротушения.

Отрыв всплывающей спасательной камеры во время пожара на ПЛА К-278 «Комсомолец» пр.685. С картины художника


В системе управления движением атомной подводной лодки имелась подсистема, обеспечивающая автоматизированный контроль поступления забортной воды внутрь прочного корпуса и вырабатывающая рекомендации по всплытию на поверхность аварийной лодки.

Основные информационные средства подлодки – гидроакустический автоматизированный комплекс «Скат», приборное оборудование и антенные посты которого располагались в прочной капсуле в носовой оконечности легкого корпуса. Гидроакустический комплекс использовался для освещения подводной обстановки, выдачи целеуказания ракетно-торпедному aseita, опознавания подводных целей а также решения некоторых навигационных задач. Комплексом обеспечивалось обнаружение целей в режиме автоматизированного сопровождения цели при шумопеленговании и в режиме измерения дистанции при эхопеленговании.

Субмарина имела всеширотный автоматический навигационный комплекс «Медведица-685», навигационную радиолокационную станцию «Чибис», обзорную радиолокационную станцию «Бухта», комплекс связи «Молния-Л» который включал станцию космической связи «Синтез», а также УКВ и KB станции «Кора» и «Анис». Для централизованного управления боевой деятельностью использовалась боевая информационно-управляющая система (БИУС).



Торпедное вооружение атомной подводной лодки состояло из 6 автоматизированных торпедных аппаратов калибра 533 мм с пневмогидравлическими стреляющими устройствами автономно действующими и системами быстрого заряжания. Боезапас состоял из 22 ракето-торпед и торпед (типовой вариант загрузки — 2 ракето-торпеды РК-55, 2 «Шквал», 2 торпеды САЭТ-60М в торпедном аппарате, а также 6 ракет и на стеллажах 10 торпед). Ракетно-торпедное оружие применялось во всём диапазоне глубин погружения подлодки одиночными выстрелами и залпом.

Технические характеристики атомной подводной лодки проекта 685:
Длина наибольшая – 118,4 м;
Ширина наибольшая – 11,1 м;
Suunnitteluvesiviivan luonnos - 7,4 m;
Водоизмещение нормальное – 5680 м3;
Водоизмещение полное – 8500 м3;
Запас плавучести – 36 %;
Suurin upotussyvyys - 1250 m;
Upotussyvyys - 1000 m;
Максимальная скорость подводного хода – 30,6 узлов;
Pintanopeus - 14,0 solmua;
Miehistö - 57 henkilöä.

После ввода К-278 в строй подводная лодка находилась в опытной эксплуатации в течение нескольких лет. Проводились интенсивные испытания субмарины. В частности, провели погружение на предельную глубину со стрельбой из торпедных аппаратов. Субмарина привлекалась к учениям флота. На глубине около 1 тыс. метров подлодку практически невозможно было обнаружить гидроакустическими, а также другими средствами противника. Кроме того она была неуязвимой для его оружия.

Атомной подлодке К-278 в октябре 1988 года присвоили название «Комсомолец».
14 Kommentit
Mainos

Tilaa Telegram-kanavamme, säännöllisesti lisätietoja Ukrainan erikoisoperaatiosta, suuri määrä tietoa, videoita, jotain, mikä ei kuulu sivustolle: https://t.me/topwar_official

tiedot
Hyvä lukija, jotta voit jättää kommentteja julkaisuun, sinun on kirjaudu.
  1. damba
    damba 14. elokuuta 2012 klo 08
    -2
    Меня последнее время стало интересовать тот факт что амеры все таки не дураки раз не начали строить дальше "сивульфы", а делали этакую более совершенную версию "Лос-Анджелеса". Если так посмотреть то против них стояли дорогие перекачанные железные монстры которые только и могли что воевать раз на раз с эскадрами да АУГ, Взгляните щука, щука-б, Антей, история нас ничему не учит, уаля ясень просто тупая сила привычки создать монстра способного мочить АУГ, и это же не просто дорого ( канешно если сравнивать то Вирджиния дороже будет хоть она и слабее) а просто нереально дорого и сложно. мы же не можем создать просто катер нам нужен супер катер для мочилова не просто одного корабля а целой АУГ.
    1. Rus_87
      Rus_87 14. elokuuta 2012 klo 09
      +4
      Ну и что тут плохого, что наши конструкторы и корабеллы пытаются создать технику, на голову превосходящую по своим возможностям зарубежные аналоги? Если Россия и станет когда нибудь воевать(не дай Бог конечно), то как раз не с одиночными корабликами и ПЛ, а с эскадрами навороченных Иджис-фрегатов-крейсеров-корветов, и пресловутых АУГ, и тут то как раз и пригодятся наши "монстры"!
      PS
      Эх...как бы сейчас пригодились бы лодки 685-го проекта...наш бы подплав стал бы вообще неуязвим...на таких лодках можно было бы амеров как девочек малолетних делать(я не говорю,что на имеющихся наших ПЛ этого делать невозможно, но все таки на 685-х это было бы гораздо проще...)
    2. MURANO
      MURANO 14. elokuuta 2012 klo 11
      -1
      Lainaus dambalta
      перекачанные железные монстры которые только и могли что воевать раз на раз с эскадрами да АУГ,

      Да и только в теории.Ясень-проект еще времен холодной войны и явно избыточен и,следовательно-дорог.Согласен с вами.Нам нужна более дешевая,меньшая по водоизмещению и МАССОВАЯ АПЛ.
    3. Perse.
      Perse. 14. elokuuta 2012 klo 20
      +1
      Наверное, damba, если считать, что янки не дураки, так они и авианосцы строят, а Вы, судя по комментарию, наверняка противник их строительства у нас, зато вспоминаете про "Си Вульф", которая была экспериментальной лодкой. Отказались в США и от дизель-электрических лодок, но это не факт, что такие лодки никому не нужны, и, что они не эффективны. Кстати, американцам они тоже противостояли и противостоят, а ни только "перекаченные железные монстры". Что спорить, ударяясь в крайности, - лодки разные нужны. Лично мне, очень понравилась идея проекта 950, где дизель-электрическую лодку вооружили десятью крылатыми ракетами. Думаю, было бы интересно, если бы так и вновь две-три баллистических поставили, возвращаясь к идее проекта 629.
      1. 77bor1973
        77bor1973 25. elokuuta 2012 klo 22
        0
        Кстати по НАПЛ американцам нечего противопоставить и теперь пытаются чтото наверстать!
  2. indigo
    indigo 14. elokuuta 2012 klo 10
    +1
    Проект 685. Атомный подводный крейсер 1-го ранга.
    Шифр работ: "Плавник".
    Rakennettu: 1 yksikköä
    Тактический номер: К-278, с 10.1988. (по др. данным с 31 января 1989 г.) «Комсомолец».
    Обозначение НАТО: Mike.
    Разработчик: ЦКБ-18, с 1966 г. «Ленинградское проектно-монтажное Бюро „Рубин“» (ЛПМБ «Рубин»), г. Ленинград.
    Главный конструктор: Н.А.Климов, с 1977 г. Ю.Н.Кормилицын.
    Зам. главного конструктора: Д.А.Романов
    Изготовитель: ПО "Северное машиностроительное предприятие" (ПО "СМП"), г. Северодвинск.
    Ответственный сдатчик ПО "СМП": В.М.Чувакин.
    Заводской номер: 510.
    Дата закладки: 22.04.1978.
    Дата спуска на воду: 09.05.1983.
    Дата вступления в строй: 20.10.1983. (по данным разработчика приёмный акт от 28.12.1983.)
    Дата гибели: 07.04.1989.

    Характеристика АПЛ проекта 685:
    Длина наибольшая 118,4 м
    Ширина наибольшая 11,1 м
    Осадка по КВЛ 7,4 м
    Siirtymä:
    - нормальное 5680 м3
    - полное 8500 м3
    kelluvuusreservi 36 %
    Toimintasyvyys 1000 m
    Suurin upotussyvyys 1250 m
    Полная скорость подводного хода 30,6 уз.
    Надводная скорость 14,0 уз.
    Miehistö 57 henkilöä

    На первом фото Н.А.Климов, на этом -Ю.Н. Кормилицын
  3. indigo
    indigo 14. elokuuta 2012 klo 11
    +1
    Н.А.Климов
  4. maxiv1979
    maxiv1979 14. elokuuta 2012 klo 11
    -1
    Lainaus Muranosta
    Да и только в теории.Ясень-проект еще времен холодной войны и явно избыточен и,следовательно-дорог.Согласен с вами.Нам нужна более дешевая,меньшая по водоизмещению и МАССОВАЯ АПЛ.


    абсолютно согласен, нужна лодка типа французких, небольшая и массовая, с большой боевой устойчивостью за счет малой заметности, а не водовозный монстр, который как камикадзе, лишь бы успеть высадить весь свой бк в супостата и можешь всплывать, так удобней будет спасаться) Да и пора уже отходить от идеи строить лодки, предназначенные для противостояния с США, все равно идея утопична и кроме самозадротства ничего не даст...
    1. REPA1963
      REPA1963 14. elokuuta 2012 klo 21
      0
      Есть рациональное зерно в ваших словах.
  5. illarion
    illarion 14. elokuuta 2012 klo 12
    0
    Не обязательно было строить много таких лодок,но развивать технологии нужно.
  6. Altman
    Altman 14. elokuuta 2012 klo 13
    +1
    Жаль "Комсомолец"...Такая лодка, такие возможности и такая нелепая гибель..
  7. klimpopov
    klimpopov 14. elokuuta 2012 klo 14
    +2
    Да что вы такое говорите, товарищи, конечну нужны и массовые подводные лодки в более дешовых вариантах, НО супер лодки строить просто жизненно необходимо!
    Давайте в место Т-50 усовершенствуем АН-2 и нашлепаем их 100500 мильенов, что с них толку то будет в истрибительной авиации?

    Altman
    С Вами согласен, жаль... .

    PS Холодную войну ни кто не отменял. Ее окончание - это миф
    1. Altman
      Altman 14. elokuuta 2012 klo 17
      +2
      с вами согласен..только холодную войну МЫ еще не проиграли..янки слишком рано поверили в победу, проиграна битва, но не война
  8. Rutto Suuri
    Rutto Suuri 15. elokuuta 2012 klo 00
    0
    Здравствуйте товарищи! Моё мнение скромное и не в учёт конечно,я не эксперт и не специалист! Но по мне - от одного вида такой "лодочки" как эта и как "ясень" и как все наши "ракетоносцы" и "убийцы авианосцев" - ОБДЕЛАТСЯ МОЖНО и это ещё не зная её (их) ТТ характеристик, а как узнаешь хотябы поверхностно - так вообще жуткавато становиться, и по доброму тепло понимая что они наши!!! Так если мы такие чувства испытываем, можно представить как себя амеры чувствуют когда понимают что она где то там в глубине у их заморских берегах бороздит просторы океана.... если я не ошибаюсьу нас плохих лодок не строили! так что пусть плывут нам тока спокойней будет за нашу родину!!! sotilas
  9. geo1286
    geo1286 15. elokuuta 2012 klo 01
    0
    Издание The Washington Free Beacon сообщило об обнаружении у берегов США в Мексиканском заливе российской атомной подводной лодки проекта "Akula". Подлодка, по данным издания, которое ссылается на неназванные источники в госорганах США, провела в заливе около месяца и была обнаружена в тот момент, когда покидала эту территорию.

    Российская подлодка присутствовала вблизи территориальных вод США в период с июня по июль 2012 года. Точные даты, как и предполагаемое местонахождение подводной лодки в этот период, не уточняются. По данным издания, тот факт, что ВМС США не смогли обнаружить подлодку, вызывает озабоченность в силовых кругах Соединенных Штатов.

    Никаких других подтверждений нахождения в Мексиканском заливе российской подлодки не поступало. Официальные комментарии силовых ведомств и властей США не приводятся.

    По всей видимости, в сообщении The Washington Free Beacon речь идет о подлодке проекта 971 "Щука-Б" ("Akula" по классификации НАТО). Эти АПЛ являются основным типом многоцелевых подлодок в ВМФ России и отличаются от предыдущих поколений повышенным уровнем малозаметности. Всего было произведено 15 таких субмарин, большинство из них находятся в составе Северного и Тихоокеанского флотов РФ.
    http://obozrevatel.com/abroad/91025-amerikanskie-smi-soobschili-o-podlodke-rf-u-

    beregov-ssha.htm
    Yhdysvallat
    14 августа, вторник, 2012 19:46
  10. maxiv1979
    maxiv1979 15. elokuuta 2012 klo 05
    0
    Lainaus käyttäjältä: geo1286
    Издание The Washington Free Beacon сообщило об обнаружении у берегов США в Мексиканском заливе российской атомной подводной лодки проекта "Akula". Подлодка, по данным издания, которое ссылается на неназванные источники в госорганах США, провела в заливе около месяца и была обнаружена в тот момент, когда покидала эту территорию.Российская подлодка присутствовала вблизи территориальных вод США в период с июня по июль 2012 года. Точные даты, как и предполагаемое местонахождение подводной лодки в этот период, не уточняются. По данным издания, тот факт, что ВМС США не смогли обнаружить подлодку, вызывает озабоченность в силовых кругах Соединенных Штатов.Никаких других подтверждений нахождения в Мексиканском заливе российской подлодки не поступало. Официальные комментарии силовых ведомств и властей США не приводятся.По всей видимости, в сообщении The Washington Free Beacon речь идет о подлодке проекта 971 "Щука-Б" ("Akula" по классификации НАТО). Эти АПЛ являются основным типом многоцелевых подлодок в ВМФ России и отличаются от предыдущих поколений повышенным уровнем малозаметности. Всего было произведено 15 таких субмарин, большинство из них находятся в составе Северного и Тихоокеанского флотов РФ.http://obozrevatel.com/abroad/91025-amerikanskie-smi-soobschili-o-podlodke-rf
    -u-beregov-ssha.htmСША14 августа, вторник, 2012 19:46


    любая страна, в том числе и американцы, такую информацию тщательно фильтруют, зачем военным признаваться в своем бессилии? Очередное лобби чегонибудь? может им финансирование Вирджиний урезают?)
  11. MURANO
    MURANO 15. elokuuta 2012 klo 11
    0
    Lainaus maxiv1979:stä
    зачем военным признаваться в своем бессилии?

    Бюджет сокращают.Вот и пишут всякое..