Sotilaallinen arvostelu

К юго-востоку от Гуама. Тайна аварии субмарины «Сан-Франциско»

20
В январе 2005 года в 364 милях к юго-востоку от острова Гуам, где находится одна из крупнейших в Азиатско-Тихоокеанском регионе военных баз США, произошла серьезная авария. Прошло почти пятнадцать лет, но сейчас в сети появились фотографии тех повреждений, которые были получены субмариной во время того странного столкновения.




Столкновение у острова Гуам


Подводная лодка, принадлежащая ВМС США и шедшая на глубине 160 метров, на полном ходу врезалась в подводную гору. Поскольку подводная гора не была нанесена на карты, экипаж лодки вовремя не смог предотвратить аварию. Последствия столкновения были очень серьезными. Так, оказались пробитыми носовые балластные цистерны, субмарина едва не затонула и лишь благодаря усилиям пострадавшего экипажа удалось спасти и лодку, и людей.

Кстати, из 110 членов экипажа субмарины 98 человек получили ранения различной степени тяжести. 24-летний помощник машиниста Джозеф Аллен получил очень серьезную травму головы и на вторые сутки после аварии скончался.

Тем не менее, подводной лодке все же удалось всплыть на поверхность. После этого корабль запросил помощь. Прибывшая подмога отбуксировала субмарину на базу, где и были установлены серьезные повреждения, возникшие в результате столкновения с подводной горой. Удивительно, но мощный корпус спас субмарину от катастрофы, в том числе и от повреждений реакторного отсека.

USS San Francisco, о которой пойдет речь в настоящей статье, относится к классу подводных лодок «Лос-Анджелес». Это – довольно распространенная в Военно-морских силах США субмарина. По крайней мере, в составе ВМС США находится 51 подводная лодка данного класса. Главное предназначение субмарин «Лос-Анджелес» — ведение минной войны, прибрежной разведки, поддержка десанта, осуществление поисково-спасательных операций, а также нанесение ракетных ударов по объектам противника на суше.

Надо отметить, что лодка неплохо вооружена – она имеет ракеты «Томагавк», которые управляются навигационной системой TAINS, противокорабельные ракеты «Гарпун», 533-миллиметровые торпедные аппараты для торпед марки Мk-48 ADCAP, управляемые системой Mark 117. При этом крылатые ракеты могут нести ядерные боеголовки. Субмарина оснащена ядерной силовой установкой – реактором модели GE PWR S6G мощностью 26 МВт. Длина субмарины составляет 110 метров, ширина – 10 метров, лодка может развивать скорость до 15 узлов над водой и 32 узлов под водой. Экипаж субмарины обычно составляет от 119 до 129 человек личного состава.

Собственно субмарина «Сан-Франциско» класса «Лос-Анджелес» была заложена 26 мая 1977 года, а 27 октября 1979 года спущена на воду. 24 апреля 1981 года субмарину ввели в строй, ее первым командиром был назначен коммандер (капитан 1-го ранга) ВМС США Джей Аллен Маршалл. Таким образом, к моменту аварии у острова Гуам подводная лодка эксплуатировалась уже почти четверть века, но, тем не менее, находилась в хорошем состоянии.

Что на самом деле могло произойти с подводной лодкой


Казалось бы, все те события, которые 8 января 2005 года разворачивались в океане в районе острова Гуам, выглядят обычной рутиной из жизни подводников. Да, аварии, да, риск для жизни, но ведь никто не говорит, что служба на субмаринах легка и безопасна.

Однако вызывает подозрение слишком быстрая реакция американского военного командования, причем реакция официальная и публичная. Ведь не было никаких предпосылок для того, чтобы сразу же после происшествия информировать весь мир о заурядных проблемах, возникших у американской субмарины. Командование ВМС США поспешило оповестить о том, что никаких серьезных повреждений американская подводная лодка не понесла. Но что на самом деле могло произойти с субмариной?

Если бы это было бы заурядное столкновение с подводной горой, то не очень понятна столь скорая реакция американских военных. И сразу же напрашивается первая версия о том, что столкнулась субмарина отнюдь не с подводной горой. Но что же это мог быть за объект? Возможно, что американская подводная лодка врезалась в иностранный корабль или субмарину. В этом случае наличие второго участника происшествия не позволило бы американскому командованию замолчать сложившуюся ситуацию и оно решило пойти ва-банк, первым сообщив миру о происшествии в Тихом океане.



Но второй фигурант океанского «дорожно-транспортного происшествия» так и не объявился. Значит, если он и был, то американское командование каким-то образом смогло замять инцидент до того, как об этом стало известно мировой общественности. Здесь возможны два варианта. Первый вариант – субмарина «Сан-Франциско» столкнулась с подводной лодкой какого-либо союзника США, например – Франции, которая активно присутствует в Океании и имеет там свои военно-морские силы.

В этом случае в Пентагоне могли пытаться скрыть происшествие, дабы не портить отношения с союзниками. Вариант второй – субмарина столкнулась как раз с кораблем вероятного противника. Кто может быть достойным противником США в Азиатско-Тихоокеанском регионе? Только Китай или Россия. И если имело место столкновение с их кораблем или подлодкой, то, опять же, во избежание нагнетания напряженной обстановки американцы могли договориться с другой стороной, а сами выдать произошедшее за столкновение с подводной горой.

Могла ли лодка сесть на мель?


Но, разумеется, столкновение с каким-то другим кораблем или субмариной не было единственной версией причин произошедшей аварии. Подводная лодка «Сан-Франциско» действительно могла сесть на мель, тем более учитывая довольно сложный подводный ландшафт той местности, где произошла авария. Но поведение американского военного командования свидетельствует о том, что если это действительно так, то последствия могли быть куда более серьезными.

Отдельный вопрос, возникающий в этом случае, касается подготовки экипажа субмарины. Сесть на мель, да еще в обычных, мирных условиях, подводная лодка такого класса, оснащенная всем необходимым инженерно-техническим и навигационным оборудованием и управляемая профессиональными моряками могла бы только в случае грубой ошибки со стороны экипажа. Но на таких лодках служат только настоящие специалисты, особенно в США, где военно-морские силы комплектуются исключительно по контракту.



В походе лодки в сторону австралийского побережья не было ничего незаурядного. Для американских кораблей это – довольно привычный маршрут, поэтому, скорее всего, он был просчитан до мелочей, и субмарина спокойно следовала по нему, а командир и офицеры корабля и не подозревали о том, что лодка может сесть на мель.

В пользу серьезности последствий аварии говорит и то, что не менее 20% личного состава экипажа субмарины оказалось выведено из строя с довольно тяжелыми травмами, один моряк от последствий полученного ранения скончался. Для подводной лодки, учитывая, что это не было морское сражение или какая-то серьезная нештатная ситуация, такие потери просто недопустимы. Что было бы, если бы субмарине пришлось столкнуться с реальным противником? Или произошла бы какая-то техногенная авария на борту подводного корабля?

Поэтому американское командование и могло сразу же оповестить о произошедшем мировое сообщество, чтобы его запутать и обезопасить себя от многочисленных вопросов о боеспособности своих субмарин и о качестве подготовки личного состава экипажей американских подводных лодок.

Выдвигалась и еще одна, довольно фантастическая версия. Поскольку незадолго до путешествия американской субмарины в Тихом океане, в Индийском океане произошло сильное землетрясение, оно могло отразиться и на рельефе дна в Тихом океане. Соответственно, подводная лодка могла столкнуться с каким-то вновь образовавшимся объектом, который прежде не был нанесен на морские карты. Но ведь современное навигационное оборудование и в этом случае должно было помочь экипажу вовремя сориентироваться в сложной ситуации.

Испытания вооружения или другая секретная миссия


Согласно еще одной версии, которая получила распространение в средствах массовой информации, американская подводная лодка «Сан-Франциско» действительно двигалась в сторону Австралии, но главной задачей ее путешествия было выполнение секретной миссии. Относительно того, что за миссию должна была выполнить субмарина, версии также расходятся.
Первая версия утверждает, что подводная лодка перевозила некий секретный груз, возможно новое ase, предназначавшееся австралийской стороне. И именно поэтому американское военно-морское командование и предпочло сообщить о катастрофе, чтобы отбить у прессы желание начать самостоятельное расследование причин странного происшествия в Тихом океане.



Согласно второй версии, субмарина могла испытывать в Тихом океане новые системы вооружения. Возможно, в процессе испытаний произошел какой-то сбой, из-за чего лодка получила повреждения, а многие члены экипажа были ранены. Если так и было, то все встает на свои места. Во-первых, командование стремилось максимально обезопасить себя от внимания мировой прессы и сразу же выдвинуло версию о столкновении с подводной скалой. Во-вторых, во время испытания вооружения действительно могли пострадать военные моряки с субмарины.

Интересно, что когда «Сан-Франциско» следовала с места аварии на базу, ее сопровождали военные самолеты и вертолеты, хотя в целом в процедуре возвращения поврежденного подводного корабля в док не было ничего сверхъестественного и необычного, требовавшего привлечения столь внушительного и хорошо вооруженного конвоя. Но потребность в таком конвое легко объясняется, если на лодке находились какие-то секретные грузы или новейшие системы вооружения.

Дальнейшая судьба лодки


В 2009 году, после четырехлетнего ремонта, подводный крейсер «Сан-Франциско» вернулся в строй и продолжил службу в ВМС США. Что касается официальной версии произошедшего, то командование Военно-морских сил США признало непосредственным виновником аварии в Тихом океане командира, старших офицеров и экипаж субмарины. Тем самым были сняты любые домыслы по поводу причин странной аварии.

Расследование показало, что офицеры на подводной лодке не учли множество опасных обстоятельств, и это привело к столкновению субмарины класса «Сан-Франциско» с подводной горой,

— писала по поводу аварии New York Times.

Официальный представитель командования 7-го laivasto ВМС США Айк Скелтон сообщил, что главным виновником в аварии можно признать командира подводной лодки Кевина Муни. Офицера отстранили от занимаемой должности и вынесли ему письменный выговор. Такая мера является в США очень серьезным дисциплинарным взысканием, способным существенно затормозить карьеру офицера, особенно претендующего на серьезные командные должности.

Уже затем вице-адмирал Джонатан Гринерт, занимавший в то время пост командующего 7-го флота ВМС США, подчеркивал, что экипажем судна не были выполнены очень важные действия в рамках штурманской работы по прокладыванию маршрута. И командир субмарины Муни, не проконтролировав выполнение этих работ, якобы подставил под угрозу и судьбу подводной лодки, и жизнь и безопасность своих подчиненных – подводников. То, что лодка двигалась на высокой скорости и не был произведен замер глубины, тоже было поставлено в вину капитану Муни и его старшим офицерам.

И тем не менее, это лишь официальное объяснение произошедшего. Что в действительности произошло четырнадцать лет назад в Тихом океане, мы можем не узнать никогда.
Kirjoittaja:
20 Kommentit
Mainos

Tilaa Telegram-kanavamme, säännöllisesti lisätietoja Ukrainan erikoisoperaatiosta, suuri määrä tietoa, videoita, jotain, mikä ei kuulu sivustolle: https://t.me/topwar_official

tiedot
Hyvä lukija, jotta voit jättää kommentteja julkaisuun, sinun on kirjaudu.
  1. Amuretit
    Amuretit 31. toukokuuta 2019 klo 05
    +2
    И тем не менее, это лишь официальное объяснение произошедшего. Что в действительности произошло четырнадцать лет назад в Тихом океане, мы можем не узнать никогда.
    Много, очень много тайн хранит "Мировой океан". Не даром гласит поговорка,пропало и концы в воду, то есть без следов.
    1. Megatron
      Megatron 19. heinäkuuta 2019 klo 03
      +3
      Жаль что не затонула.
  2. Setä Lee
    Setä Lee 31. toukokuuta 2019 klo 05
    +6
    Явно не на мель села. (судя по фото) Хорошо приложилась, удар больше на левую скулу. И самое обидное, причину:
    не узнать никогда.
  3. Tochilka
    Tochilka 31. toukokuuta 2019 klo 06
    +4
    И в чем заключается тайна? По факту лодка вышла в море-океан целой, вернулась поломанной. И это все что ясно из статьи.
  4. Waltasar
    Waltasar 31. toukokuuta 2019 klo 06
    +8
    Может не надо искать черную кошку в темной комнате?
    Кроме домыслов все ровно ничего нет. А по характеру повреждений действительно похоже что левой скулой во что-то вписались и соскользнули, вмятины внутрь.
    1. Boa constrictor KAA
      Boa constrictor KAA 3. kesäkuuta 2019 klo 20
      -1
      Lainaus Waltasarilta
      Может не надо искать черную кошку в темной комнате?

      Конечно не надо...Но уточнить кое-что, хотелось бы...
      В статье пишется, что экипаж был 110 чел. А вот некая другая инфа по свежим следам:
      Ja 137 miehistön jäsentä 97 человек получили ранения разной степени тяжести и один погиб.
      http://pentagonus.ru/board/matchast/flot/uss_san_francisco_ssn_711/8-1-0-24
      Интересно, куда автор 27 "пехотинцев" в окоп зарыл?
      Seuraava:
      А по характеру повреждений ...
      Это просто чудо, что валолиния с упорным подшипником из 1-го отсека не вылезла...И остальные механизмы на фундаментах остались, ибо
      10 января ПЛА самостоятельно прибыла в бухту Апра (о. Гуам] и была поставлена в док на восстановительный ремонт.
      Это повезло, что лодка была первого "блока" (партии). В последующем носовые горизонтальные рули у Лосей переселились на носовую оконечность, там же разместили вертикальные установки для КР...Если бы такое случилось с модернутой Лосихой -- ВМС США не досчиталься бы боевой единицы.
      А так что сказать? ПОВЕЗЛО! "Госпожа Удача" не отвернулась от экипажа.
  5. K-50
    K-50 31. toukokuuta 2019 klo 07
    +6
    Судя по ущербу на фото, гора перебегала подлодке дорогу слева направо. mitä kaveri
    1. Boa constrictor KAA
      Boa constrictor KAA 3. kesäkuuta 2019 klo 20
      -1
      Lainaus: K-50
      Судя по ущербу на фото,

      Извиняюсь, пытался прицепить фото "возвращенки" SSN-781 в базу, но на первом посте не заладилось. Поэтому прикрепляю сейчас:
  6. bromi
    bromi 31. toukokuuta 2019 klo 07
    +3
    Прошло почти пятнадцать лет, но сейчас в сети появились фотографии...


    Я эти фотографии видел ещё в 2006 году.
  7. Kig
    Kig 31. toukokuuta 2019 klo 08
    +6
    Да не было там ничего загадочного, обычная авария, к которой привела цепь более мелких неприятностей и небрежности экипажа. Интересующиеся и владеющие языком могут прочитать

    https://www.npr.org/documents/2005/may/uss_sanfrancisco_sub.pdf
  8. KVU-NSVD
    KVU-NSVD 31. toukokuuta 2019 klo 09
    +1
    , ее первым командиром был назначен коммандер (капитан 1-го ранга) ВМС США Джей Аллен Маршалл.
    Ну вообще-то коммандер у англосаксов - это аналог нашего кап-2 (подполковник) ...
  9. Snakebyte
    Snakebyte 31. toukokuuta 2019 klo 14
    +3
    Развели конспирологию из ничего
    В пользу серьезности последствий аварии говорит и то, что не менее 20% личного состава экипажа субмарины оказалось выведено из строя с довольно тяжелыми травмами, один моряк от последствий полученного ранения скончался. Для подводной лодки, учитывая, что это не было морское сражение или какая-то серьезная нештатная ситуация, такие потери просто недопустимы.

    Лодка двигалась под водой полным ходом, а 32 узла - это почти 60 км/ч, и врезалась в скалу. Разумеется, все, кто был на ногах, попадали на пол или протаранили близлежащие конструкции (представим, что будет со стоящими пассажирами автобуса на такой скорости).
  10. DimerVladimer
    DimerVladimer 31. toukokuuta 2019 klo 14
    +7
    98 моряков ранено... еще бы, когда лодка внезапно сталкивается с подводным объектом и одномоментно останавливается, ее экипаж продолжает двигаться со скоростью 16 узлов и сталкивается с переборками, оборудованием внутри лодки...

    серьезное дисциплинарное взыскание... воткнуть атомную лодку в подводную гору - достаточно серьезный косяк, что бы всю оставшуюся карьеру, править портовым буксиром...
    1. Boa constrictor KAA
      Boa constrictor KAA 3. kesäkuuta 2019 klo 20
      0
      Lainaus: DimerVladimer
      98 моряков ранено...

      Это автор так считает. А вот что написано в расследовании:
      В момент столкновения экипаж пла получил горизонтальное ускорение в пределах 1 – 2 g. Повреждения имели 60 из 137 членов экипажа (43 %), т.е. практически все, за исключением отдыхающей вахты. Серьёзные травмы, включая рваные раны, переломы костей, опасные ушибы получили 24 человека (17,5 %), предположительно, те, которые находились в больших по размеру помещениях и не имели опоры в момент столкновения. Один человек погиб.

      Lainaus: DimerVladimer
      когда лодка внезапно сталкивается с подводным объектом и одномоментно останавливается, ее экипаж продолжает двигаться со скоростью 16 узлов
      Картина была несколько иной:
      За четыре минуты до столкновения снятые с эхолота данные свидетельствовали о глубине моря в районе пла около 6000 футов (1828 метров), за это время пройдено около двух миль. Её скорость составляла 30 – 33 узла.
      Пла вошла в соприкосновение с препятствием, расположенным перпендикулярно её курсу, своей носовой частью. В результате столкновения скорость пла мгновенно снизилась с 30 узлов до 4-х узлов. Пла произвела экстренное всплытие и доклад о происшествии.В момент столкновения пла находилась на глубине 152 метра.


      Lainaus: DimerVladimer
      серьезное дисциплинарное взыскание... воткнуть атомную лодку в подводную гору - достаточно серьезный косяк
      О личности командира и превратностях судьбы.
      На пла «Сан-Франциско» использовалась карта печати 1989 ! года, на которой в радиусе 5 миль от места столкновения нет ни одного опасного в навигационном отношении препятствия.
      Вместе с тем в Пентагоне найден спутниковый снимок 1999! года, на котором видна подводная скала, вершина которой находится на глубине 30 метров, несмотря на имеемые данные о наличии в районе навигационной опасности, соответствующая корректура карт в ВМС США произведена не была.
      Kohtalon ironia - За две боевые службы и за два длительных перехода с о. Гуам в Сан-Диего и обратно пла «Сан-Франциско» получила приз НШ ВМС США «Золотой якорь» за безаварийное плавание и отсутствие навигационных происшествий (за 2003 год),
      Однако высокая подготовленность и выучка экипажа, современные средства навигации не служат гарантией безаварийного плавания пл. Влияние человеческого фактора остаётся очень высоким (за 3 дня до аварии была произведена смена командира пла и новый командир пла в момент аварии находился в нетрезвом состоянии; на доклад акустика о сближении с подводной целью командир ответил, что преследует пл противника).

      Как тут не вспомнить М.М. Задорнова и его интермедию про штатовский авианосец и испанский маяк!
      MUTTA.
  11. Lentäjä_
    Lentäjä_ 31. toukokuuta 2019 klo 21
    +3
    Оно, конечно, познавательно читать об америкосовских авариях, но гугл-перевод заметки удручает:
    помощник машиниста Джозеф Аллен

    Насколько мне известно, помощники машинистов бывают лишь на паровозах, тепловозах и электровозах.
  12. ABM
    ABM 1. kesäkuuta 2019 klo 13
    +2
    слухи, теории, заговоры...
    1. Polymeeri
      Polymeeri 2. kesäkuuta 2019 klo 22
      +2
      Lainaus ABM:ltä
      слухи, теории, заговоры...

      И попытки натянуть сову на глобус...
  13. aikaisempi
    aikaisempi 10. kesäkuuta 2019 klo 15
    0
    "Что в действительности произошло четырнадцать лет назад в Тихом океане, мы можем не узнать никогда."
    Однако, объект "Подводная скала" был награждён орденом Красной звезды.
  14. VVAU
    VVAU 12. heinäkuuta 2019 klo 12
    0
    Можно было запостить фото и написать"Подводная лодка столкнулась с неопознанным подводным обьектом".
    А автор налил два ведра воды.
  15. aries2200
    aries2200 13. elokuuta 2019 klo 09
    0
    очередной раз данная ситуация подтверждает ...разгильдяйство тотальное в US NAVY