Sotilaallinen arvostelu

Галеры Северного флота

17
Северный флот России – самый молодой. Официальной датой его рождения считается 1 июня 1933 года, когда постановлением СНК СССР была создана Северная военная laivue.


Первыми из русских мореплавателей, кто осваивал высокоширотные морские просторы, конечно, следует считать бесстрашных поморов. Уже в конце XVI века Россия держала в северных водах свой флаг.

Петр был первым

К этому времени в русском Поморье строилось до 300 различных судов в год для морской охоты, промысла и каботажного плавания. Но на военную, государеву службу их поставил царь Петр Алексеевич. Впрочем, очарованный Западом, он не сумел по достоинству оценить преимущества поморских лодок для плавания в суровых водах Арктики и основал в Соломбале первую на Севере государственную верфь. Корабли на ней закладывались по голландской технологии. И уже в 1694 году первый из шести построенных здесь 24-пушечный фрегат «Святой Павел» вместе с купленным в Голландии 44-пушечным кораблем «Святое пророчество» и яхтой «Святой Петр» во главе с Петром вышел в море, сопровождая восемь английских купеческих судов.

Однако после смерти императора судостроение на Белом море сошло на нет. В 1728 году шведский посланник в России доносил своему правительству: «Несмотря на ежегодную постройку галер, русский галерный флот сравнительно с прежним сильно уменьшается, корабельный же приходит в прямое разорение, потому что старые корабли все гнилы, так что более четырех или пяти линейных кораблей вывести в море нельзя, а постройка новых ослабела. В адмиралтействах же такое несмотрение, что флот и в три года нельзя привести в прежнее состояние, но об этом никто не думает».

От взлета до развала

Как ни покажется странным, ситуация начинает меняться к лучшему с восшествием на российский престол племянницы Петра – курляндской принцессы Анны Иоанновны. В 1730 году военная коллегия приняла постановление об учреждении Архангельской верфи для постройки военных кораблей и содержания судов для крейсерования в северных водах. И за 10 лет со стапелей сошло несколько 66-пушечных фрегатов и два 54-пушечных корабля. Для их базирования избрали удобную Екатерининскую гавань в Кольском заливе. Так была заложена первая русская военно-морская база в Заполярье.

Галеры Северного флотаК началу Первой мировой в Александровске (ныне Полярный) имелась постоянно действующая ВМБ флотилии Северного Ледовитого океана, которая соединялась железной дорогой с только что построенным незамерзающим портом Романов-на-Мурмане («Сталинград Арктики»). Формирование флотилии началось в сентябре 1916-го, и на начало следующего года в ней числилось 66 боевых и вспомогательных судов, среди которых линкор, два крейсера, шесть эсминцев и подлодка. Находился в их числе и легендарный «Варяг», выкупленный у Японии. Во время войны большой активности флотилия не проявляла, занимаясь в основном конвоированием судов союзников.

После октября 1917-го революционные матросы подняли было красные флаги на кораблях, но не повезло: советская власть сюда пришла позже, чем интервенты – бывшие союзники России по Антанте. Они фактически приватизировали оставшиеся без экипажей суда. Можно сказать, что флотилия прекратила свое существование, на боеспособных судах командующий Северным фронтом генерал Миллер с остатками своей немногочисленной армии эвакуировался за границу.

В конце 1920 года Рабоче-крестьянскому Красному флоту на Белом море досталось лишь несколько эсминцев и тральщиков. По окончании Гражданской войны все непригодные к службе и устаревшие суда были списаны, а ледоколы переданы торговым портам. Несколько тральщиков включили в состав морских погранчастей ОГПУ. Из остатков образовалась Беломорская флотилия, однако уже в 1922 году ее расформировали из-за отсутствия средств на содержание.

Приказано копать

Вернуться к вопросу возрождения флота на Крайнем Севере пришлось к концу 20-х годов, когда международная обстановка начала резко осложняться и остро встал вопрос защиты морских рубежей Страны Советов. Также требовалось положить конец произволу, творимому в наших территориальных водах норвежскими и британскими рыбаками. Правительство тогда посчитало, что перебрасывать суда с Балтики – основного донора возрождаемой флотилии – безопаснее по внутренним путям, избегая плавания вдоль враждебных берегов Северной Европы.

Для этого весной 1930 года в Совете труда и обороны (СТО) СССР была подготовлена докладная записка о сооружении Беломорско-Балтийского водного пути (ББВП), необходимого по военно-политическим и хозяйственно-экономическим соображениям. С его строительством три флота из четырех оказывались связанными между собой внутренней водной системой, что позволяло маневрировать ограниченными тогда силами. Предполагаемая глубина канала планировалась 5,5 метра. Она допускала прохождение судов класса река-море. Протяженность канала – 227 километров. Затраты на его постройку определялись в 60–70 миллионов рублей. Общее руководство сооружением водного пути предполагалось замкнуть на СТО (ответственный – Ян Рудзутак), непосредственно организацией работ должен был заниматься НКПС. Однако уже на втором заседании СТО было признано, что рабочей силы в необходимых количествах НКПС предоставить не сможет. А посему принято решение о выполнении всех тяжелых работ силами заключенных. Таким образом, на ОГПУ сначала было возложено лишь обеспечение стройки, получившей статус всесоюзной, дармовой рабочей силой. Но со временем и НКПС, и СТО фактически отошли от руководства, единственными кураторами проекта остались будущий сталинский нарком Генрих Ягода и начальник ГУЛАГа Матвей Берман.

Армия Беломорстроя

Хотя окончательный проект Беломорканала был утвержден в феврале 1932 года, к работам приступили еще в конце 1931-го, а длились они год и девять месяцев. В рекордно короткие сроки было построено более ста сложных инженерных сооружений, проложено 2500 километров железнодорожных путей. Строили почти без техники, в основном вручную. Применялись главным образом местные строительные материалы: дерево, камень, грунт, торф.

Непосредственно строительством канала с 1931 по 1933 год руководил Нафталий Френкель. Именно ему приписывают идею использования заключенных на крупных народно-хозяйственных объектах. Подразделение ГУЛАГа на канале называлось Беломоро-Балтийский лагерь (БелБалтЛаг), а подневольных строителей именовали каналоармейцами. Кроме них здесь на правах ссыльных работали спецпоселенцы и вольнонаемные, в основном специалисты. Условия жизни заключенных были тяжелыми, но ненамного отличались от тех, в которых находились спецпоселенцы или даже «вольняшки». Норма питания первых зависела от фактической выработки, за ударный труд пайку увеличивали. Обычный рацион заключенного-строителя составляли 500 граммов хлеба и баланда из морских водорослей. Общая численность каналоармейцев, задействованных в одно время, не превышала 126 тысяч. А всего сюда было отправлено более четверти миллиона заключенных. Они выполнили земляные работы объемом 21 миллион кубометров, соорудили 37 километров искусственных путей. В частности, была перенесена Мурманская железная дорога, которая мешала проведению земляных работ. На строительство потратили 101 316 000 рублей, из которых 17 316 000 покрыто за счет выполнения Беломорстроем работ по договоренности с другими организациями. По данным архива УФСБ по Карелии, общее число погибших при строительстве и эксплуатации ББВП с 1930 по 1940 год составило 86 тысяч.

Обычные герои

Открытие объекта, получившего гордое наименование Беломорско-Балтийский канал имени Сталина, состоялось в августе 1933 года. Но не дожидаясь официальной сдачи в эксплуатацию, уже в мае по ББВП начали переход боевые корабли Балтфлота. В состав первой экспедиции особого назначения (ЭОН-1) вошли эсминцы «Урицкий» и «Куйбышев», сторожевики «Ураган» и «Смерч», подлодки «Декабрист» и «Народоволец». Переход сопровождался определенными трудностями, связанными в основном с мелководьем, и длился 2,5 месяца. Следом прошла ЭОН-2 в составе эсминца «Карл Либкнехт», подлодки «Красногвардеец» и сторожевика «Гроза». Корабли с Балтфлота составили основу Северной военной флотилии. Однако к началу Зимней войны из 54 эсминцев ВМФ СССР на Севере было только восемь, а из 212 подводных лодок – всего 15. К 22 июня 1941 года по ББВП удалось переправить еще восемь подлодок, а к ее концу количество эсминцев увеличилось до 17, сторожевиков – до 51.

Подвиги моряков-североморцев в годы Великой Отечественной войны хорошо известны. Силами Северного флота уничтожено 413 вражеских транспортов, 214 кораблей и вспомогательных судов кригсмарине, сбито около 1300 самолетов противника. Перевезено 1,7 миллиона тонн различных грузов, спасено 59 терпящих бедствие боевых кораблей и транспортов. Поднято со дна 196 единиц морской техники, извлечено с затонувших судов 22 тысячи тонн ценностей. В том числе объем воинских перевозок составил свыше миллиона человек и более 1,6 миллиона тонн грузов. Корабли СФ провели 2568 судов в 1471 конвое. При этом потери составили лишь 0,47 процента от общего количества транспортов. Родина оценила своих героев по достоинству. Первыми гвардейскими кораблями ВМФ СССР стали четыре североморские подлодки, а одна из них – Д-3 «Красногвардеец» – еще и первой краснознаменной. Бригада СФ стала первым соединением подводных лодок ВМФ СССР, награжденным орденом Красного Знамени. Она же первой получила и орден Ушакова 1-й степени.

И еще малоизвестный факт. В районе приграничного села Титовка на берегу Баренцева моря перед самой войной строился аэродром, где также использовался труд нескольких сотен заключенных. С началом боевых действий их не успели эвакуировать в тыл, а в первом же бою охрана лагеря была перебита. Дальше, по воспоминаниям командира бригады охраны водного района (ОВР) Главной базы Северного флота адмирала Василия Платонова, случилось следующее: «Несмотря на отсутствие стражи, репрессированные организованно отступили вместе с войсками к Западной Лице. Ни один из них не сдался в плен, не остался у врага. Прибыв на кораблях в Полярный, они обратились к командованию с просьбой разрешить им сражаться против фашистов и честно воевали всю войну».
Kirjoittaja:
Alkuperäinen lähde:
http://vpk-news.ru/articles/37231
17 Kommentit
Mainos

Tilaa Telegram-kanavamme, säännöllisesti lisätietoja Ukrainan erikoisoperaatiosta, suuri määrä tietoa, videoita, jotain, mikä ei kuulu sivustolle: https://t.me/topwar_official

tiedot
Hyvä lukija, jotta voit jättää kommentteja julkaisuun, sinun on kirjaudu.
  1. vasily50
    vasily50 17. kesäkuuta 2017 klo 15
    + 12
    Про строительство ББК сегодня столько вранья. Вплоть до поголовного утопления всех строителей канала вместе со всей техникой.
    Мне встречались документы по снабжению строителей канала имени В И ЛЕНИНА. Там упоминались магазины где трудармейцы отоваривались помимо пайка, там много чего было, но меня поразило что в список включили кондитерские изделия, водку и охотничьи ружья с припасами к ним.
    Конечно сегодня *борцы за права ....* много чего говорят. Вот только осуждённые никак не противились такому заключению, поскольку слишком уж тяжкие статьи за ними числились.
    Даже столь прославленные ныне конструкторы как Туполев, Королёв и многие другие попавшие в *шарашки* сегодня воспринимаются как *невинно ...*. Но вот реальность другая. Одни попали за распил бюджета, другие за обыкновенные хищения, или по доносу менее талантливых но более шустрых. Они стали *великими* только после того как поняли что мера ответственности растёт с должностью, иначе бы они так и остались бы специалистами по *распилу бюджета*, вроде современных *эффективных менеджеров*.
    Меня никак не убеждают *ужастики* озвучиваемые от имени *пострадавших*. Слишком много нестыковок в *воспоминаниях* и откровенных врак сочинённых во времена Хрущёва и его подельников.
    1. Amuretit
      Amuretit 17. kesäkuuta 2017 klo 16
      +3
      Lainaus: Vasily50
      Про строительство ББК сегодня столько вранья. Вплоть до поголовного утопления всех строителей канала вместе со всей техникой.

      На постройке вторых путей Транссиба и Бама 30-х годов.
      Головное управление
      этого гигантского монстра ‒
      БАМЛага‒ располагалось в
      городе Свободный Дальневосточного края (сейчас это все тот же город Свободный,но уже Амурской области).
      Helmikuusta 1934 lähtien
      БАМЛаг возглавил Н.А.Френкель,ранее возглавлявший строительствоБеломорканала, известный сталинский палач и авантюрист.
      http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/30810/1/Mamya
      chenkov_Perm_2015.pdf
      По воспоминаниям старых рабочих, а один из корпусов депо сохранял название Бамовский, в лагере было много ЗК, которые строили ББК. На Баме они отбывали оставшийся срок.
      1. mahdollisesti
        mahdollisesti 17. kesäkuuta 2017 klo 17
        +6
        Lainaus: Amur
        Н.А.Френкель,ранее возглавлявший строительствоБеломорканала, известный сталинский палач и авантюрист.

        tyyppi
        кипит наш разум возмущённый
        ? А каким лагерем смерти ,где по аналогу с Аушвицем просто и без затей уничтожали людей, Нафталий руководил ? Вот прям документально подтвердить можете архивными документами приведение им приговоров в исполнение ? Ну коль палачом то назвали.Только агитки солженицинские кидать не надо , писал уже - архив ГУЛага открыт , идите и работайте над списками .А авантюрист он был реально покруче Симхи Янкелевича, хотя бы потому что из под расстрела вывернулся и высот достиг реально не кислых в номенклатуре и сто пудов с оным работал и на Троцкого наверняка тоже . Но походу нюхом и опытом жизненным чётко прокнукал - вовремя предать , это не предать ,а предвидеть.Проныра ещё тот , нынешним бизнюсюкам из 90-х до него как до Луны.
        1. Amuretit
          Amuretit 18. kesäkuuta 2017 klo 05
          +1
          Lainaus käyttäjältä avt
          А каким лагерем смерти ,где по аналогу с Аушвицем просто и без затей уничтожали людей, Нафталий руководил ? Вот прям документально подтвердить можете архивными документами приведение им приговоров в исполнение ? Ну коль палачом то назвали.

          Разум не кипит. Читайте ссылку. Подобные агитки были в музеях посвящённых первому БАМу. А убивать может и природа, морозы до -50 и сильные ветра. Ради примера:
          "Говоря о первопроходцах БАМа нельзя не упомянуть об изыскателе Александре Кошурникове. В 1934-м он участвовал в работах по проведению воздушной аэрофотосъёмки БАМа. Кошурников погиб в 1942 году на реке Казыр в Восточном Саяне. Рекомендую прочитать документальную повесть В. Чивилихина "Серебряные рельсы", написанную на основе дневника Кошурникова. В музее истории БАМа есть копия из последней страницы этого дневника:" http://www.liveinternet.ru/users/3730440/post2536
          22404
          "василий50 Про строительство ББК сегодня столько вранья. Вплоть до поголовного утопления всех строителей канала вместе со всей техникой."
          А писал я предыдущиий комментарий на то, что не утопили и не уничтожили технику и строителей ББК, а отправили на БАМ.
        2. Monarkisti
          Monarkisti 18. kesäkuuta 2017 klo 10
          0
          А как Вы относитесь к Д. С. Лихачеву? Он тоже был зэком и впоследствии рассказывал.
      2. Moskova
        Moskova 18. kesäkuuta 2017 klo 11
        0
        Об отправке заключённых, строителей ББК, на БАМлаг пишет подробно И.Солоневич в своей книге "Россия в концлагере"...
    2. mahdollisesti
      mahdollisesti 17. kesäkuuta 2017 klo 17
      +5
      Lainaus: Vasily50
      Мне встречались документы по снабжению строителей канала имени В И ЛЕНИНА.

      Писал и не раз - архив ГУЛага давно рассекречен и проблем у историков туда попасть для конкретной работы НЕТ.Другое дело лепить анекдоты про замурованные тела ЗК в бетон каналов , чем перебирать архивные документы и учёт дел суммировать- отделять тех же уголовных от политических . За это грант дадут , а за правду -нет .
      социализм это контроль и учёт
      Так что рассказы про массовые захоронения на том же
      Lainaus: Vasily50
      канала имени В И ЛЕНИНА.

      с показом берёзовой рощицы - вот мол доказательство могил, сванидземлеченский бред . Кстати отец основатель всего этого -Солженицын так и не почтил вниманием архив ГУЛага при жизни . Должнобыть витает посмертным духом ныне там . И что интересно - дачку правительственную не западло было получить на ,,местах захоронений " у воды . Наверное летописьцу сие вдохновение добавляло.
    3. Monarkisti
      Monarkisti 18. kesäkuuta 2017 klo 10
      +2
      "за обыкновенные хищения,или по доносу мнение талантливых" в молодости я знал ветерана НКВД -МГБ и он мне как-то сказал:2/3 были осуждены по доносу и большая часть "стукачей" были евреи,но так это или нет?
      1. vasily50
        vasily50 18. kesäkuuta 2017 klo 11
        +5
        Так и было. Вплоть до статьи за *оскорбление чувств еврея*. Именно тогда евреи и создали тот самый кагал который и в музыке и в литературе и в науке, да и не только, определяли пути развития.
        Ка факт, издание КРАСНАЯ ЗВЕЗДА, перед самой войной, ВСЯ была укомплектована ТОЛЬКО евреями, от гл.редактора до сторожа.
        То что раскопали после войны по еврейским *джойтам* было вполне реальными уголовными
        делами. Поэтому столько воя до сих пор.
        Вы думаете что евреи-олигархи появились вдруг? Из ниоткуда?
  2. domnich
    domnich 17. kesäkuuta 2017 klo 17
    + 12
    "...К началу Первой мировой в Александровске (ныне Полярный) имелась постоянно действующая ВМБ флотилии Северного Ледовитого океана, которая соединялась железной дорогой с только что построенным незамерзающим портом Романов-на-Мурмане («Сталинград Арктики»)..."

    Я и родился в Полярном, и живу сейчас в 30 км от этого города. Но никогда не слышал о железной дороге, соединявшей Полярный с Мурманском, тем более в годы 1-й мировой войны. Более того, автодорогу в Полярный построили на рубеже 60-70 г.г. А до этого попасть в Екатерининскую гавань можно было только морем по Кольскому заливу
    1. mahdollisesti
      mahdollisesti 17. kesäkuuta 2017 klo 18
      +2
      Lainaus domnichilta
      Я и родился в Полярном, и живу сейчас в 30 км от этого города. Но никогда не слышал о железной дороге, соединявшей Полярный с Мурманском, тем более в годы 1-й мировой войны.

      А хрэн его знает . От Питера до Романова тянули , планировали ветку на Кандалакшу . Кстати ! За ,,рабский труд в ГУЛаге" . А то что военнопленных без всякого Нафталия при Николашке туда на стройку кинули многие из стенающих про ,,кровавого " Сталина вкугсе ? Ну про судьбу как минимум 35 тысяч ? Сколько оттуда царское правительство в среднюю полосу вернуло ? Ну из тех австрияков в основном , которые к климату непрвыкши были ?Что про сие летопиець Солженицин отлетописил , кто нибудь у кугсе ? wassat
      1. hohol95
        hohol95 18. kesäkuuta 2017 klo 00
        +3
        Вот они "РОДИМЫЕ" -

        Военнопленные конвоируются на пароход, отправляющийся в Кандалакшу.
        Из коллекции Национального музея Карелии.
  3. hohol95
    hohol95 18. kesäkuuta 2017 klo 00
    +3

    Военнопленные австрийцы (строители Мурманской железной дороги) у барака около станции Кивач. 1916 год.
    Фото: Сергей Прокудин-Горский. Источник: Библиотека Конгресса США!!!
    На строительстве Мурманской дороги основными орудиями труда были лопата и тачка-одноколеска с лямкой. Тачка называлась юхновской — по Юхновскому уезду Калужской губернии, родине коренных землекопов. На тачке обычно возили по шесть пудов груза.
    Твердый грунт рыхлили кирками, ломами и клиньями. Разжиженный выбирали черпаками — парусиновыми мешками с обручами. Валуны переносили на носилках либо откатывали аншпугами, использовали взрывчатку. На всем строительстве было лишь 50 ручных вагонеток и три экскаватора, приобретенных за границей.
    На разных этапах в сооружении Мурманской железной дороги принимали участие до 170 тысяч рабочих разных национальностей: от китайцев до канадцев.
    Летом 1916 года на строительство Мурманской железной дороги было переброшено из Манчжурии около 10 тысяч китайских рабочих, имеющих опыт железнодорожного строительства — до этого они участвовали в строительстве Китайско-Восточной железной дороги.
  4. hohol95
    hohol95 18. kesäkuuta 2017 klo 00
    0

    Примерный национальны состав рабочих МУРМАНСКОЙ железной дороги!
  5. RoTTor
    RoTTor 18. kesäkuuta 2017 klo 00
    0
    Всё и ничего.
    Надёргано кое-как из разных источников, не продумано.
    И ошибок куча.
    Artikkeli - miinus
  6. Gavrila
    Gavrila 18. kesäkuuta 2017 klo 10
    +1
    «Несмотря на отсутствие стражи, репрессированные организованно отступили вместе с войсками к Западной Лице. Ни один из них не сдался в плен, не остался у врага» - а по соЛженицину все как один, должны были перебить комуняк и с радостью пойти европу...
  7. ololo
    ololo 18. kesäkuuta 2017 klo 13
    0
    Думаю если посадить мартышку писать статью, у неё может получиться не хуже.